Парусные линейные корабли, фрегаты, корветы и бриги. Линейный корабль (парусный) Корабли парусники виды

В настоящее время кораблем называют военное судно. Танкеры, балкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, контейнеровозы, ледоколы и прочие представители технического парка гражданских или торговых флотов в эту категорию не входят. Но когда-то, на заре судоходства, когда человечество еще заполняло на лоциях белые пространства неясными очертаниями новых островов и даже материков, любой парусник считался кораблем. На борту каждого из них были пушки, а команда состояла из отчаянных молодцев, готовых на все ради наживы и романтики дальних странствий. Тогда же, в эти неспокойные века, произошло деление на виды кораблей. Список с учетом современных дополнений получился бы очень длинным, поэтому стоит сосредоточиться на парусниках. Ну, может быть, добавить можно и некоторые гребные суда.

Галеры

Попасть на них - доля незавидная. Такое наказание в стародавние времена ждало отпетых преступников. И в Древнем Египте, и в Финкии, и в Элладе они уже были. Со временем появлялись другие виды кораблей, но галеры использовались до Средних веков. Главной движущей силой служили те самые каторжники, но помощь им иногда оказывали паруса, прямые или треугольные, установленные на двух-трех мачтах. По современным понятиям суда эти не были большими, их водоизмещение составляло всего 30-70 тонн, а длина редко превышала 30 метров, но в те далекие времена размеры кораблей вообще не были гигантскими. Гребцы сидели рядами, по оценке специалистов-историков, не более чем в три горизонтальных яруса. Вооружение галер представлено баллистами и носовыми таранами, в более поздние века эти боевые средства дополнялись и артиллерией. Ход, то есть скорость перемещения, контролировали надсмотрщики, задавая ритм особыми тамбуринами, а в случае необходимости и плетью.

Барки

Итак, барк (название вида происходит от фламандского слова «bark») представляет собой судно с числом мачт от трех до пяти. Все его паруса прямые, за исключением косоугольной оснастки бизани (кормовой мачты). Барки - суда довольно крупные, например «Крузенштерн» имеет длину около 115 метров, ширину 14 м, экипаж из 70 человек. Так как построен он в 1926 году, когда паровые двигатели уже были широко распространены, то в его конструкции присутствует и вспомогательная энергетическая установка мощностью почти в полторы тысячи киловатт, нагруженная на два постоянного шага. Скорость судна и сегодня не кажется малой, под парусами ход этого барка достигает 17 узлов. Назначение типа, в общем-то, обычное для торгового флота XIX века - доставка смешанных грузов, почты и пассажиров по морским линиям.

Бригантина поднимает паруса

Фактически те же барки, но с двумя мачтами, называются бригантинами. Все различаются по своему назначению и судоходным качествам. Бригантины выделяются быстроходностью и легкостью. Парусная оснастка смешанная, на фоке (передней мачте) ветрила прямые, а на гроте косые. Любимое судно пиратов всех морей. В исторических источниках упоминаются бригантины с так называемым «бермудским гротом», то есть треугольным парусом, натянутым между ликтросом и передней шкаториной, но ни один из сохранившихся представителей вида не может им похвастаться. Впрочем, эти нюансы интересны только специалистам.

Фрегаты

По мере развития флота некоторые виды военных кораблей появлялись, другие исчезали, а третьи приобретали иной смысл. Примером может служить фрегат. Это понятие пережило более поздние типы, такие как броненосцы, дредноуты и даже линкоры. Правда современный фрегат примерно соответствует советскому понятию большого противолодочного корабля, но звучит короче и как-то красивее. В изначальном смысле оно означает трехмачтовое судно с одной артиллерийской палубой на 20-30 пушек. К слову «фрегат» начиная с XVII столетия долгое время добавляли прилагательное «дюнкеркский», означавшее преимущественное использование в отдельной зоне морского театра военных действий, примыкавшего к Па-де-Кале. Тип этот отличался быстроходностью. Затем, по мере увеличения радиуса автономности, их стали называть просто фрегатами. Водоизмещение - среднее для того времени, примерно Самый знаменитый русский фрегат назывался «Паллада», на нем в 1855 году была предпринята славная экспедиция к берегам Восточной Азии под командованием адмирала Е. В. Путятина.

Каравеллы

«Она прошла как каравелла…» - поется в известной эстрадной песенке. Невредно изучить виды парусных кораблей, перед тем, как сочинять тексты к будущим хитам. Комплимент получился несколько двусмысленным. Не каждая девушка захочет быть сравненной с грузоподъемным, крупным и довольно тяжелым судном. К тому же у каравеллы нос высоко задран, в чем также можно углядеть нежелательный намек.

Впрочем, в основном у этого типа, безусловно, хорошие мореходные свойства. Знаменит он более всего тем, что Колумб совершил свою экспедицию к берегам Нового Света именно на трех каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Внешне их можно отличить по упомянутым приподнятым бакам (носовым надстройкам), а также по парусной оснастке. Мачты три, фок с прямыми, а остальные - с латинскими (косыми) парусами.

Назначение - дальние морские и трансокеанские походы.

От слова «каравелла» морфологически происходит русское слово «корабль». Оно дало название и знаменитому французскому пассажирскому авиалайнеру, очень красивому.

Клиперы

Для быстрого плавания создаются все виды судов не всегда запоминаются, но есть исключения. Скажет кто-то слово «крейсер», и тут же все вокруг подумают что-то - одни «Аврора», другие «Варяг». По поводу клиперов вариант всего один - «Катти Сарк». Это судно с длинным и узким корпусом вошло в историю по нескольким причинам, но главным и важнейшим его качеством стала скорость. Доставлять чай из Китая, быстро привозить почту в дальние колонии и выполнять особо деликатные поручения королевы было уделом клиперов и их команд. И выполняли свою работу эти суда до самого появления пароходов, а в некоторых случаях и позже.

Галеоны

Перебирая старинные виды боевых кораблей, нельзя не вспомнить о Великой Армаде, соперничавшей с Британским флотом в XVI столетии. Главной единицей этой грозной силы был испанский галеон. Сравниться по совершенству с ним не могло ни одно парусное судно того времени. По своей сути это усовершенствованная каравелла, с уменьшенной надстройкой бака (тот самый «задранный нос» практически исчез) и удлиненным корпусом. В результате старинные испанские судостроители добились повышения устойчивости, снижения сопротивления волнам и, как следствие, увеличения скорости. Маневренность также улучшилась. Другие виды военных кораблей XVI столетия выглядели рядом с галеоном более короткими и слишком высокими (это был недостаток, в такую цель легче попасть). Очертания юта (кормовой надстройки) приобрели прямоугольную форму, а условия экипажа стали комфортнее. Именно на галеонах появились первые гальюны (уборные), отсюда и происхождение этого слова.

Водоизмещение этих «линкоров XVI века» колебалось от 500 до 2 тыс. тонн. Они, наконец, были очень красивыми, их украшали искусной резьбой, а нос венчала величественная скульптура.

Шхуны

Есть виды больших кораблей, ставших «рабочими лошадками», предназначенными для перевозки самых разнообразных грузов. Среди них особое место занимают шхуны. Это многомачтовые суда, отличающиеся тем, что не менее двух их оснасток косоугольные. Они бывают марсельными, стаксельными, бермудскими или гафельными, в зависимости от того, какие именно мачты снабжены косыми парусами. При этом нужно учитывать, что грань между двухмачтовой брамсельной или марсельной шхуной и бригантиной очень условна. Тип этот известен с XVII столетия. Наибольшего распространения он достиг в торговом американском флоте, в частности Волк Ларсен, персонаж Джека Лондона, со своей командой охотится на именно на шхуне. По сравнению с ней другие виды кораблей труднее управляются (Если верить Дж. Лондону этот процесс доступен даже одинокому моряку). Чаще всего шхуны были двух- и трехмачтовыми, но известны случаи, когда оснастка была куда многочисленнее. Своеобразный рекорд был поставлен в 1902 году, когда на воду спустили судно с семью мачтами («Томас Даблю Лоусон», верфи Куинси).

Другие виды кораблей

Фото парусников, прибывших на международную регату со всего света, публикуется в газетах, журналах и на страницах сайтов. Такой парад - всегда событие, красота этих судов несравнима ни с чем. Барки, бригантины, корветы, фрегаты, клиперы, кэчи, яхты представляют все виды кораблей, сохранившиеся, к счастью, до наших дней. Это зрелище отвлекает от повседневности и уносит зрителя в минувшие века, полные приключений и романтики дальних странствий. Настоящий моряк должен овладеть искусством парусной навигации, так считают во многих странах и у нас в том числе. Забравшись по вантам наверх, развернув паруса и вдохнув вольный ветер моря, можно занимать свои места у современных пультов управления сухогрузов, танкеров балкеровозов и круизных лайнеров. Такому моряку смело можно доверять судьбу груза и жизни пассажиров, он не подведет.

Голландия вышла в океан позже других могущественных держав. Уже была открыта Америка, весь Новый Свет Папа Александр VI разделил между Испанией и Португалией и над заокеанскими землями занесли руку английские и французские монархи, а Голландия, находившаяся под пятой испанцев, все еще не имела собственного судостроения.

Толчком к его созданию, пожалуй, стал первый крупный бунт нидерландской буржуазии, которую испанские наместники обложили непосильными налогами. В 1567г. воцарившийся на испанском престоле Филипп II направляет в Нидерланды войско во главе с беспощадным герцогом Альбой, который жестоко расправляется с восставшими, казнив свыше восьми тысяч человек Ответную волну народного гнева испанцам не удалось сдержать.

На водные дороги вышли гезы - первые бесстрашные мореходы Голландии, стремительно бравшие один прибрежный город за другим. Нельзя сказать, что вождь голландского дворянства Вильгельм Оранский, в основном полагавшийся на наемные войска, был в стороне от великих битв за независимость своей страны. Но только ратные успехи морских гезов и их выносливые суда позволили свершиться главному - в 1582г.

Нидерланды наконец-то объявляют короля Филиппа низложенным. Одним из первых детищ свободной республики стала Ост-Индская компания, основанная в 1602г. с разрешения Генеральных штатов.

Голландские суда XVII в.

Благодаря собственному флоту добротной и прочной постройки, компания, получившая монополию на торговлю с азиатскими странами, вскоре становится одной из самых богатых в мире. Появляется новый тип торгового судна.

Эти суда имели три мачты и вооружались 16-20 небольшими пушками, хотя и не были предназначены для боевых действий. Водоизмещение ост-индских судов в среднем составляло порядка 600 тонн. Отношение длины корпуса к ширине у судов этого типа было даже больше, чем у галиона.

Для придания кораблю прочности, шпангоуты ставили на небольшом расстоянии друг от друга, а в местах установки мачт их делали двойными. Набор подкреплялся горизонтальными и вертикальными кницами. Корпус судна изготовляли из дубовой древесины - всего для его постройки требовалось не менее двух тысяч хорошо высушенных дубов.

При разделке дерева тщательно следили, чтобы изгиб волокон соответствовал форме вырезаемой детали. Деталь, выполненная таким способом, становилась «вечной». Дубовые доски обшивки предпочитали крепить к шпангоутам с помощью деревянных шипов - слишком быстро ржавели железные гвозди в соленой морской воде.

Между тем гвозди использовали для крепления менее ответственных элементов конструкции корабля. Так, чтобы защитить судно ниже ватерлинии от жучков-древоточцев, нижнюю часть корпуса дополнительно обшивали тонкими досками из вяза. Гвозди, крепившие эту «вторую кожу», располагались так плотно друг к другу, что из их шляпок получалось почти сплошное железное покрытие.

Голландский гукор XVII в.

Кница - деталь из дерева, соединяющая бимсы со шпангоутами.

Кат-балка - балка для подъема якоря от клюза до верхней палубы с помощью талей.

Камбуз -место на корабле для приготовления пищи.

Просторная палуба ост-индских судов была свободной, а в носовой части ограничивалась поперечной переборкой (бикгедом). Выступающую носовую оконечность - гальюн, устройство которого было перенято от галер, ограничивали плавно изогнутые рейки (регели). В невысоком квартердеке на корме размещались офицерские каюты с широкими светлыми окнами.

Под баком обычно оборудовался камбуз. Появилось много новых технических приспособлений, которые облегчили нелегкий труд команды. Например, для подъема якоря начинают использовать специальную кат-балку. Помпа помогает морякам быстро откачивать воду, просочившуюся в трюмы. А для погрузки товара на торговых судах устанавливались горизонтальные лебедки - брашпили.

Японский рисунок XVII в., изображающий судно голландской Ост-Индской компании

Суда голландцев - пинасы и флейты, - часто мелькавшие в средиземноморских водах, во многом превосходили своих южных конкурентов. Флейт длиной 30-40 метров имел закругленную корму с надстройкой. Борта в верхней части были чересчур завалены внутрь, а палуба флейта была очень узкой.

Вероятно, на такое конструктивное решение повлиял размер пошлины, взимаемой в те времена Зундской таможней: он устанавливался в зависимости от ширины палубы проходящего судна. Голландские корабли чувствовали себя вполне уверенно и на тихоокеанских просторах. А после того, как Голландия устанавливает монополию на торговлю с Японией, около ста лет подряд ни одно европейское судно под другим флагом не входило в японские порты.

Флейт голландский

Тали - грузоподъемное устройство, состоящее из двух блоков, через которые проходит трос. Тали дают выигрыш в силе за счет снижения скорости подъема.

Дек - орудийная палуба на парусном корабле.

Проходит пару десятков лет, и в Англии, не пожелавшей смириться с утратой титула «королевы морей», начинают строить военные фрегаты. Прародителем первого фрегата, построенного в 1646 г. известным британским корабелом Питером Петтом, был голландский пинас с его высокими кормовыми надстройками, блинд-стеньгой и богатым декором. Но более стройный, чем у пинаса, корпус фрегата оказался и гораздо более мореходным.

В XVII в. это однодечное судно обладало самой высокой скоростью и часто использовалось для крейсерства - фрегаты состояли при многих флотах как посыльные и разведывательные корабли. Во время боя они поддерживали другие суда артиллерийским огнем или шли на абордаж. Фрегаты, сперва уступавшие по размерам линейным кораблям, постепенно становятся все массивнее и несут уже до шестидесяти артиллерийских орудий.

Наиболее крупные пушки начинают устанавливать на четырехколесных лафетах, пришедших на смену старым двухколесным. Наряду с железными все шире применяются орудия из бронзы, хотя и дорогие, но куда более легкие и надежные (железные пушки нередко разрывались при выстреле, не выдержав ударной волны). Одновременно предпринимаются попытки, поначалу не очень удачные, заменить бронзовые пушки чугунными. Пушки начинают унифицировать в зависимости от веса ядер (так, например, полуторатонная кулеврина была причислена к 18-фунтовым орудиям).

Корма голландского флагманского корабля «Зеландия», 1668г.

Пока Англия совершенствуется в постройке военных кораблей, торговый флот Голландии растет как на дрожжах. К 1643 г. он насчитывал целых 34 тысячи судов! Эта с трудом укладывающаяся в сознании, но тем не менее совершенно достоверная цифра - лучшее свидетельство огромного опыта, накопленного к этому времени голландскими мастерами-корабелами. Недаром для постижения судостроительного искусства царь всея Руси Петр I выбирает именно Голландию, где около года работает плотником на саардамских верфях Ост-Индской компании под именем Петра Михайлова.

Кстати, свой первый 44-пушечный фрегат русский царь заказал тоже в Голландии. Судно, созданное знаменитым Николосом, получило очень символичное название - «Святое Пророчество». Впрочем, не будем забегать вперед, ведь история русского регулярного военного флота берет свое начало с еще более ранних времен.

«Принц», 100-пушечный английский корабль 1672г.

Юферсы - деревянные блоки без шкивов, имеющие три отверстия для прохода троса. Служили для обтягивания стоячего такелажа.

Брам-стеньга -рангоутное дерево, являющееся продолжением стеньги.

Брам - слово, прибавляемое к названию всех парусов и снастей, принадлежащих брам-стеньге.

Бак и квар-Модель линейного корабля «Ройял Соверин», XVII в.

Английский линейный корабль конца XVII в.

К концу XVII столетия галион окончательно уступает место более совершенным по конструкции корпуса судам тердек уменьшаются по высоте. Украшения, дабы не перегружать нос и корму, упрощаются и теперь больше гармонируют с общим обликом и характером судна. Не стоит на месте и парусная оснастка кораблей.

Потомки нефов поголовно вооружаются тремя мачтами с марселями и брамселями. На каждой мачте, поддерживаемой вантами и штагами, уже четко различимы три части: нижняя мачта, стеньга и брам-стеньга. Ванты набиваются талями, в которых вместо обычных блоков начинают применять юферсы. Появляются дополнительные паруса: лисели и ундерлисели. На бизань-мачте прочно обосновывается латинская бизань, а под бушпритом - прямой блинд.

Английский линейный корабль «Соверин оф зе Сиз», 1637г.

Брамсель - третий снизу прямой парус, к его названию прибавляется название мачты, к которой он принадлежит.

Лисели - добавочные паруса на судах с прямым вооружением. Ставили в помощь прямым парусам в слабый ветер, крепили по двум сторонам рея к выдвижным рангоутным деревьям - лисель-спиртам.

Ундерлисели - нижние лисели.

Основой всех военных флотов XVII в. становятся линейные суда. Почему, собственно, линейные? Название это дала им практикуемая в то время тактика ведения морского боя. В сражении суда старались выстроиться в одну линию (кильватерную колонну) так, чтобы во время стрельбы оказаться повернутыми к вражескому флоту боком, а при ответном залпе противника успеть развернуться к нему кормой. Дело в том, что наибольший урон вражеским судам наносил одновременный залп из всех бортовых орудий линейного корабля.

Шведский военный корабль «Ваза», 1628г.

На линейных кораблях, убедительно демонстрировавших друг другу огневую мощь своих держав, обязательно присутствовали батарейные палубы. В зависимости от водоизмещения и числа таких палуб англичане начинают делить свои корабли на восемь рангов. Так, судно первого ранга имело водоизмещение 5000 тонн и три палубы со 110 орудиями, а более легкое 3500-тонное судно 2-го ранга несло 80 пушек на двух батарейных палубах. Позже английская система ранжирования кораблей почти без изменений перекочевала в остальные европейские флоты - разделить линейные суда по другому признаку попросту не представлялось возможным, слишком уж разными создавали их корабелы.

Интересным образцом голландской судостроительной архитектуры является 100-пушечный трехдечный корабль «Королева Екатерина», спущенный на воду в 1664г. При длине 82м и ширине около 18м «Королева Екатерина» считалась одним из самых крупных судов голландской постройки. На палубу судна (на шканцы) впервые был вынесен штурвал, управлять которым становится намного проще, чем румпелем. Корабль имел короткий бак, на который вело два трапа - по правому и левому борту.

На баке, неподалеку от фок-мачты, висел судовой колокол, который задавал «темп жизни» корабля. Между баком и грот-мачтой располагался шкафут, на котором был установлен шпиль для подъема якоря. В этой же части судна устроили трюм, а на рострах стояли четыре небольшие шлюпки - барказа. По боевой мощи корабль не уступал настоящей военно-морской базе. Его вооружение включало 60 тяжелых 42-фунтовых пушек, тридцать 24-фунтовых и десять 6-фунтовых орудий. Самая тяжелая судовая артиллерия размещалась на нижних деках. Как и все корабли голландцев, судно «Королева Екатерина» имело широкий нос, округлую корму и могло похвастать богатыми украшениями.

Один из этапов операции по подъему «Вазы»

Ростры - часть верхней палубы между фок,- и грот-мачтами, где размещались шлюпки и запасной рангоут.

Трап - название любой лестницы на корабле.

Шлюпка -малое судно, является вспомогательным и (или) спасательным средством на корабле.

В те времена все еще сильно увлекались декором больших военных кораблей, что иногда даже приводило к трагическим последствиям, особенно если корпус судна строился «на глазок». Нелишне вспомнить историю знаменитой шведской «Вазы». Этот корабль, построенный по приказу короля Густава II Адольфа, не только должен был носить почетный титул королевского флагмана, но и превзойти по своим размерам все остальные суда шведского флота.

Выйдя в августе 1628г. в свое первое плавание, корабль, несший около 700 разнообразных украшений и скульптур, всего в миле от берега черпнул пушечными портами воду, накренился и, опрокинувшись из-за плохой остойчивости, на глазах у зевак затонул в Стокгольмской бухте. Ни одному члену экипажа спастись не удалось.

Бомбардирский корабль

Парусный 2-, 3-мачтовый корабль конца XVII - начала XIX в. с повышенной прочностью корпуса, вооружённый гладкоствольными орудиями. Впервые появились во Франции в 1681 г., в России - в ходе строительства Азовского флота. Бомбардирские корабли вооружались 2-18 пушками крупного калибра (мортиры или единороги) для борьбы против береговых укреплений и 8-12 орудиями малого калибра. Входили в состав военных флотов всех стран. В русском флоте существовали до 1828 г

Бриг

Военный 2-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для крейсерской, разведывательной и посыльной служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки, экипаж до 120 чел. Обладал хорошими мореходными и манёвренными качествами. В XVIII - XIX вв. бриги входили в состав всех флотов мира

Бригантина

2-мачтовое парусное судно XVII - XIX вв. с прямым парусом на передней мачте (фок) и косым на задней (грот). Использовалось в военных флотах Европы для разведывательной и посыльной служб. На верхней палубе устанавливалось 6-8 пушек малого калибра

Галион

Парусное судно XV - XVII вв., предшественник парусного линейного корабля. Имело фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань с косыми. Водоизмещение около 1550 т. Военные галионы имели до 100 орудий и до 500 солдат на борту

Каравелла

Высокобортное однопалубное 3-, 4-мачтовое судно с высокими надстройками на носу и корме, водоизмещением 200-400 т. Обладало хорошей мореходностью и широко использовалось итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями в XIII - XVII вв. На каравеллах совершили свои знаменитые плавания Христофор Колумб и Васко да Гама

Каракка

Парусное 3-мачтовое судно XIV - XVII вв. водоизмещением до 2 тыс. т. Вооружение 30-40 пушек. Могло вместить до 1200 человек. На каракке впервые применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях

Клипер

3-мачтовый парусный (или парусно-паровой с гребным винтом) корабль XIX в., применявшийся для разведывательной, дозорной и посыльной служб. Водоизмещение до 1500 т, скорость до 15 узлов (28 км/ч), вооружение до 24 орудий, экипаж до 200 человек

Корвет

Корабль парусного флота XVIII - середины XIX в., предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. В первой половине XVIII в. 2-мачтовое, а затем 3-мачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400-600 т, с открытыми (20-32 орудий) или закрытыми (14-24 орудий) батареями

Линейный корабль

Крупный, обычно 3-дечный (3 артиллерийские палубы), З-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для артиллерийского боя с такими же кораблями в строю кильватера (линии баталии). Водоизмещение до 5 тыс. т. Вооружение: 80-130 гладкоствольных пушек вдоль бортов. Линейные корабли широко применялись в войнах второй половины XVII - первой половины XIX в. Внедрение паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привело в 60-х гг. XIX в. к полной замене парусных линейных кораблей броненосцами

Флейт

Парусное 3-мачтовое судно Нидерландов XVI - XVIII вв., применявшееся в военном флоте в качестве транспорта. Вооружалось 4-6 пушками. Имело борта, которые выше ватерлинии были завалены внутрь. На флейте впервые был применён штурвал. В России флейты входили в состав Балтийского флота с XVII в.

Фрегат парусный

3-мачтовый корабль, второй по мощи вооружения (до 60 пушек) и водоизмещению после линейного корабля, но превосходящий его по скорости. Предназначался главным образом для действий на морских коммуникациях

Шлюп

Трёхмачтовый корабль второй половины XVIII - начала XIX в. с прямыми парусами на передних мачтах и косым парусом на кормовой мачте. Водоизмещение 300-900 т, артиллерийское вооружение 16-32 орудия. Использовался для разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также как транспортное и экспедиционное судно. В России шлюп часто использовали для кругосветных плаваний (О.Е. Коцебу, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев и др.)

Шнява

Небольшое парусное судно, распространённое в XVII - XVIII вв. в Скандинавских странах и в России. Шнявы имели 2 мачты с прямыми парусами и бушприт. Вооружались 12-18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I . Длина шнявы 25-30 м, ширина 6- 8 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 чел.

Шхуна

Морское парусное судно, водоизмещением 100-800 т, имеющее 2 и более мачты, вооружено в основном косыми парусами. Шхуны использовались в парусных флотах как посыльные суда. Шхуны русского флота имели на вооружении до 16 пушек.

Только из-за этого музея можно ехать в Стокгольм на выходные! Долго я писал этот пост, если вам лень читать, зацените фотографии)
Пролог
10 августа 1628 года из гавани Стокгольма отплыл большой военный корабль. Большой, наверное мало сказано, для шведов он был огромен. Редко они строили корабли такого масштаба. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 150 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Это был недавно построенный Vasa, названный так в честь правящей династии. В рамках торжественной церемонии был произведен салют из пушек, расположенных в отверстиях по обоим бортам корабля. Ничего не предвещало беды, корабль двигался ко входу в гавань. Налетел порыв ветра, корабль немного накренился но устоял. Повторный порыв ветра был посильнее и завалил корабль на бок, через открытые отверстия для пушек хлынула вода. С этого момента крушение стало неминуемым. Возможно на судне началась паника, не все успели добраться до верхней палубы и прыгнуть в воду. Но все же большая часть команды успела. На боку корабль продержался лишь шесть минут. Vasa стал могилой как минимум для 30 человек, и заснул на 333 года, прям как в сказке. Под катом вас ждут фотографии и рассказ о судьбе корабля.


02. Посмотрите на него поближе.

03. "Васа" был построен в Стокгольме по приказу Густава Адольфа II, короля Швеции, под руководством голландского кораблестроителя Хенрика Хибертсона. В общей сложности на постройке работали 400 человек. Его строительство заняло около двух лет. Корабль имел три мачты, мог нести десять парусов, его размеры составляли 52 метра от верхушки мачты до киля и 69 метров от носа до кормы; вес составлял 1200 тонн. К моменту завершения строительства это был один из самых больших кораблей в мире.

04. На корабль конечно не пускают, в музее есть локации которые показывают как там внутри.

05. Что же пошло не так? В 17 веке не было компьютеров, были лишь таблицы габаритов. Но корабль такого уровня нельзя строить "приблизительно". Высокий борт, короткий киль, 64 пушки по бортам в два яруса, Густав Адольф II желал иметь на корабле больше пушек, чем обычно устанавливалось. Корабль был построен с высокой надстройкой, с двумя дополнительными палубами для пушек. Это его и подвело, центр тяжести был слишком высоко. Днище корабля было заполнено большими камнями, которые служили в качестве балласта для устойчивости на воде. Но "Васа" был слишком тяжелым в верхней части. Как всегда наложились мелочи, балласта положили меньше (120 тонн это мало), чем нужно, так как боялись, что скорость будь мала, уменьшенную копию по каким-то причинам тоже не построили. В комментах подсказывают, что больше балласта положить было некуда.

06. "Васа" должен был стать одним из ведущих кораблей Шведского военно-морского флота. Как я уже говорил, он имел 64 орудия, большинство из них 24 фунтовые (они стреляли ядрами весом 24 фунта или свыше 11 кг). Есть версия, что делали его для войны с Россией. Но в ту пору у шведов было больше проблем с Польшей. Кстати, пушки умудрились достать практически сразу, уж очень ценны они были. Право на поднятие выкупила Англия. Если гид не приврал, эти пушки потом купила Польша для войны со Щвецией).

07. Почему же другие корабли не поднимают через 300 лет? А от них попросту ничего не остается. Секрет в том, что корабельный червь, Teredo navalis, который пожирает деревянные обломки в соленой воде, не очень распространен в слабо соленых водах Балтики, а в других морях он вполне способен сожрать обшивку действующего корабля за маленький срок. Плюс здешняя вода сама по себе - неплохой консервант, температура и соленость ее оптимальна для парусников.

08. Нос не вошел в объектив полностью.

09. Лев держит корону в лапах.

10. Рядом стоит копия, можно рассмотреть внимательнее.

11. Все лица разные.

12. Посмотрите внимательно на корму. Изначально она была цветной и в позолоте.

13.

14.

15.

16. Он был таким, такой он мне не нравится. Но в 17 веке были явно другие взгляды на кораблестроение.

17.

18. Жизнь матросов в разрезе, нет своих кают, все дела на палубе.

19. Что касается подъема корабля, тут тоже не все было просто. Нашел корабль Андерс Франзен, самостоятельный исследователь, с детства его интересовали обломки кораблей. И конечно он все знал про крушение. В течении нескольких лет при помощи лота и кошки осуществлялся поиск. "В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и мертвых кошек". Но в 1956 году "клюнуло". И для подъема корабля Андерс Франзен сделал все. И бюрократов в своей правоте убедил, и организовал кампанию "Спасите "Васу" и по портовым свалкам насобирал и починил кучу считавшегося негодным различного водолазного оборудования. Деньги начали поступать и дело пошло на лад, два года ушло на туннели под кораблем. Тунели в прямом смысле промывались под кораблем, опасная и мужественная работа. Туннели были очень узкие и водолазам приходилось протискиваться в них и при этом не запутаться. И конечно висящий над ними корабль под тысячу тонн не придавал смелости, Никто не знал выдержит ли "Васа" Никто еще в этом мире не поднимал до сих пор кораблей, затонувших так давно! Но "Васа" выдержал, не рассыпался при остропке, когда водолазы - в основном, археологи-любители - опутывали его корпус веревочками и прикрепляли к опущенным в воду гакам с кранов и понтонов, - чудо. Научное чудо.

20. Еще два года он провисел в таком состоянии, пока водолазы готовили его к подъему, затыкая тысячи дыр образовавшихся от металических ржавых болтов. и 24 апреля 1961 года все получилось. В том почерневшем призраке, что был извлечен на поверхность, никто бы не опознал того самого "Васу". Предстояли годы работы. Первоначально корабль обдавался струями воды, а в это время специалисты разрабатывали надлежащий метод консервации. Выбранным предохранительным материалом оказался полиэтиленгликоль, растворимое в воде вязкое вещество, которое медленно проникает в дерево, заменяя воду. Распыление полиэтиленгликоля продолжалось в течение 17 лет.

21. На поверхность было поднято 14 000 утраченных деревянных предметов, включая 700 скульптур. Их консервация выполнялась в индивидуальном порядке; затем они заняли свои первоначальные места на корабле. Задача была похожа на мозаичную головоломку.

22. Рукоятка клинка.

23.

24. Обитатели корабля. Кости были извлечены вперемешку, без современных технологий ничего бы не получилось.

25.

26. Сотрудники музея пошли дальше, чем просто показать посетителям скелеты. С помощью "спектрального анализа" они восстановили лица некоторых людей.

27. Выглядят очень близко к живым.

28. Пугающий взгляд.

29.

30.

31.

32.

33. Вот пожалуй и все, что я хотел вам рассказать. Кстати, корабль оригинал на 98%!

34. Спасибо за внимание.

28 июня 1712 года в присутствии Петра I на воду спущен первый русский линейный корабль. Вспоминаем 7 легендарных отечественных парусников, которые сделали имя российскому флоту.

Галиот "Орел"

В 1668 г., по указу царя Алексея Михайловича, русские судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «Орел». Длина "крупного" судна - 24.5 м, ширина 6.5 м. Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов. Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями. "Орёл" был первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

Яхта «Святой Петр»

"Cвятой Петр" - первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Яхта Петра I построена в Архангельске по голландскому образцу в 1693 году. Этот небольшой парусник имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. Петр I впервые вышел на нем в открытое море сопровождать уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае следующего, 1694 года он снова приезжает в Архангельск и совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос, иначе говоря, до выхода в океан. Отслужив тридцатилетнюю морскую службу, яхта стала первым в Архангельске музейным объектом.

Галера "Принципиум"

В 1696 году это судно первым вышло в Азовское море, а в июне, в составе российского флота, участвовало в осаде турецкой крепости Азов. Построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу "Принципиума", лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра I. Во время 12-дневного перехода из Воронежа в Черкесск на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом "Морского Устава", в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова.

Фрегат "Крепость"

"Kрепость" - первый русский военный корабль, вошедший в Константинополь.Построен на Паншинской верфи в 1699 году, недалеко от устья Дона. Длина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий. Летом 1699 года "Крепость" под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был оперативно заключен мирный договор. Фрегат, к тому же, впервые вышел и в воды Черного моря, что позволило русским морякам произвести гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты (также впервые!). Одновременно были составлены и первые планы Крымского побережья.

Линейный корабль "Полтава"

«Полтава» - первый линейный корабль русского флота, и первый - построенный в Петербурге. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы над шведами под Полтавой, руководил Петр I. Длина - 34,6 ширина - 11,7, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1.

Линейный корабль "Победоносец"

"Победоносец" - первый корабль 66-пушечного ранга, с усовершенствованными боевыми и мореходными качествами. Лучшее судно своего времени, построенное после смерти Петра I. Собрано по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова. Длина по нижней палубе - 160 футов; ширина - 44,6 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий. Спущен на воду в 1780 году. Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. Прослужил 27 лет.

Шлюп «Мирный»

Корабль Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. "Мирный" - это перестроенное вспомогательное судно. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота. Строительство велось на Олонецкой верфи в Лодейном поле, близ Петербурга.Шлюп "Мирный" был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью - 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.Более двух лет корабль находился в плавании, пройдя под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора.