Скандал с серебренниковым. Главный скандал сезона: Кириллу Серебренникову предъявлено обвинение. Кирилл Серебренников скандал: новые подробности, за что задержали

Режиссер и призрак «сильной руки»

«Будьте вы прокляты... Чтоб вы сдохли все сами от страха перед друг другом», - так выглядит отцензурированная версия реакции на произошедшее с Кириллом Серебренниковым со стороны Авдотьи Смирновой, супруги одного из главных символов российских либеральных реформ 90-х Анатолия Чубайса. И такую реакцию можно счесть очень типичной для российского креативного класса.

Не все знаковые люди в этой среде посчитали необходимым по примеру жены Чубайса обильно воспользоваться ненормативной лексикой. Но почти все заявили примерно следующее: визит силовиков к Серебренникову - это крушение основ, нечто совершенно недопустимое, аморальное, циничное и даже преступное.

Я далек от того, чтобы делать какие-либо выводы о виновности или невиновности главы «Гоголь-центра». Но вот какой вывод лежит на поверхности: в среде российского креативного класса вопрос о том, допустил ли Кирилл Серебренников финансовые нарушения или не допустил, никого не заинтересовал. Все бросились его защищать потому, что он «свой» - плоть от плоти креативного класса, его интеллектуально-художественный лидер и трибун.

Такая реакция не обязательно является неправильной. Но она характерна в первую очередь для общества, построенного на клановых принципах. Общества, для которого значение имеет не вопрос: « Виновен ли человек в том, что ему инкриминируют?», а вопрос: « Этот человек наш или не наш?»

Еще раз повторяю: я не раздаю моральных оценок и никого ни в чем не обвиняю. Я лишь констатирую факт: слой российского общества, который считает себя самым современным и прогрессивным, ведет себя в точном соответствии с клановыми принципами. Из этого можно сделать вывод: наш креативный класс возомнил о себе слишком много. Можно, но на мой взгляд, не нужно. В статье «Партийная организация и партийная литература» Владимир Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Именно это наш креативный класс и делает - живет в обществе и не является от него свободным.

Можно долго бичевать нашу «прогрессивную интеллигенцию» за несоответствие между тем, что она декларируют и тем, как она себя ведет себя на самом деле. Но давайте зададимся вопросом: а какая часть российского общества ведет себя по-другому? В какой части российского общества клановый принцип не является организационным стержнем и жизненным ориентиром? В среде силовиков? В среде чиновников? В бизнес-среде? Вот и получается: все, в чем можно обвинить наш креативный класс - это лицемерие.

Из этого опять же не обязательно следует, что защитники Кирилла Серебренникова ведут себя неправильно. С точки зрения норм, принятых в нашем обществе, ведут они себя так, как надо: апеллируют к первому лицу государства, тиражируют якобы , которую, кстати, запросто можно расценить как оказание давления на правоохранительные органы. И кто мне скажет: хорошо ли это в современных российских условиях или плохо - использовать президента для оказания давления на следователей, которые распутывают конкретное уголовное дело?

Когда культовую общественную фигуру задерживают на Западе, все заявляют о своем шоковом состоянии, но при этом добавляют: суд обязательно во всем разберется. В нашем обществе эта фраза тоже присутствует - но только в сугубо ритуальном смысле. В России нет доверия к институтам, включая суд, правоохранительные органы и прочая и прочая. В России есть вера в то, что любой вопрос можно решить, убедив президента в верности своей картины мира и в то, что «своих» надо спасть любой ценой.

С чье-то точки зрения, это очень плохо. С чьей-то точки зрения, это очень даже хорошо и удобно. Но в первую очередь это данность - данность, которую невозможно поменять, сменив президента, премьера, главу Верховного Суда и генерального прокурора. Доверие к институтам возникает только тогда, когда общество привыкает к стабильности своей политической системы. У нас такая привычка еще не сформировалась - и даже при самом наилучшем раскладе не сформируется еще в течении многих лет.

Вот в чем, на мой взгляд, глубинный политический смысл неприятной истории, в которую угодил Кирилл Серебренников. Сам того не желая, модный режиссер стал главным героем убедительного и масштабного перфоманса о скрытых нормах бытия современной российской жизни.

Читайте материалы

Художественный руководитель и директор «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников высказался по поводу недавних событий, вызвавших бурный общественный резонанс. На этой неделе в столичном театре, а также дома у деятеля искусства прошли обыски. В СМИ появилась информация об уголовном деле, возбужденном в связи с хищениями 200 миллионов рублей из государственного бюджета. Сам Серебренников, как выяснилось позднее, проходит свидетелем по делу о растрате.

Кирилла Серебренникова допросят по делу о хищении миллионов

В своем обращении к общественности режиссер отметил, что у него впервые получилось выйти на связь со знакомыми. По словам Серебренникова, у него отобрал все средства связи, включая ноутбук. Мужчина искренне тронут теплыми комментариями в социальных сетях, которые оставляли ему родные и близкие.

«Первый раз пишу что-то здесь и читаю, читаю, читаю ваши слова любви и поддержки. Мне это, честно говоря, делать трудно, так как душат слезы, и эмоции разрывают – так хочется каждого обнять и поблагодарить лично!» – отметил деятель искусства.

По признанию Серебренникова, иногда в жизни человека происходят события, к которым он не готов. «Именно это случилось со мной и моими друзьями, коллегами по проекту «Платформа»… Теперь мы будем доказывать, что проект был, что он состоялся. Мы это докажем. Правду говорить легко», – добавил мужчина.

Режиссер подчеркнул, что он и его коллеги спокойны и «готовы к любым вопросам». Кроме того, Серебренников поблагодарил всех, кто высказывался в его защиту.

«Мой любимый театр, вся команда, все актеры, все зрители, завалившие нас в эти дни цветами, спасибо вам огромное за поддержку! И очень сожалею, что вся эта ситуация коснулась косвенно и вас. Дорогие мои и любимые Женя Миронов, Чулпан, Федор Сергеевич, все мои коллеги – российские и зарубежные, все, кто подписал письмо в нашу защиту, кто выступал на митинге, в нашей и мировой прессе (список огромен, буду звонить и писать каждому лично!) – спасибо за честность, за братство, за огромную помощь и поддержку!» – поделился мужчина.

Деятель искусства не стал скрывать, что переживает нелегкий жизненный период. «Эти сложные дни могут подорвать веру в людей, в справедливость, в здравый смысл, а у нас - наоборот! – столько любви, столько веры, столько поддержки, что это невозможно забыть и даже невозможно вместить в одно человеческое сердце… Я вас всех очень люблю», – заключил режиссер.

Ранее деятеля искусства поддержало большое количество знаменитостей, в том числе Чулпан Хаматова, Федор Бондарчук, Елизавета Боярская, Виктория Исакова, Юлия Пересильд, Олег Табаков, Марк Захаров, Константин Райкин, Ингеборга Дапкунайте, Виктория Толстоганова и многие другие.

От имени всех, кому небезразлична судьба Кирилла Серебренникова, актер Евгений Миронов обратился к Владимиру Путину. Артист передал президенту РФ письмо деятелей искусства и культуры, а также попросил, чтобы расследование дела его коллеги проходило «справедливо и без экстраординарных мер».

Добавим также, что Нина Масляева, бывший главный бухгалтер студии Кирилла Серебренникова, согласилась признать свою вину и пошла на сделку со следствием. Женщина заявила, что причастна к хищению бюджетных средств. По словам Масляевой, она была не главным человеком в организации.

Художественного руководителя «Гоголь-центра», ранее проходившего свидетелем по делу о хищении бюджетных средств, доставили из Санкт-Петербурга в Москву, ему вменяется организация мошенничества в особо крупном размере. рассказывает, как развивались события вокруг деятеля искусств и почему он из свидетеля превратился в подозреваемого.

В Следственном комитете Серебренникова подозревают в организации хищения 68 миллионов рублей

Эти деньги были выделены из бюджета на реализацию экспериментального проекта «Платформа». «Нам хотелось придумать что-то на стыке течений современного искусства - театра, танца, музыки и медиа, чтобы они переплетались между собой», - говорил Серебренников о своем замысле. Для работы «Платформы» он основал труппу под названием «Седьмая студия». Ее генеральным продюсером стал , работавший по совместительству главой «Гоголь-центра», гендиректором - Юрий Итин, а главным бухгалтером назначили Нину Масляеву.

Первые обыски у Серебренникова дома и в «Гоголь-центре» прошли еще в мае

Три месяца назад следователи объявили, что режиссер проходит по делу о хищении (тогда предполагаемая сумма хищений составляла 200 миллионов рублей) свидетелем. Несколько дней спустя были задержаны и заключены под стражу Масляева и Итин, а в середине июня - Малобродский. Всех троих подозревают в мошенничестве со средствами «Платформы».

Бухгалтер Серебренникова уже признала свою вину

Министр культуры России Владимир Мединский также призывал не сгущать краски в связи с расследованием. Серебренников, по словам чиновника, всегда был обласкан властью, ему точно не на что обижаться. «Надеюсь, следствие будет проведено максимально непредвзято и без демонстративной жесткости. Ибо люди творческие больше реагируют на форму, а не на содержание», - подчеркнул министр.

Заместитель министра культуры России назвал задержание Серебренникова печальной ситуацией. Он отметил, что Минкульт не будет распоряжаться судьбой «Гоголь-центра» в отсутствие режиссера, так как это задача департамента культуры Москвы. В столичном ведомстве заявили , что исполнять обязанности главы театра вместо Серебренникова будет Юлия Калинина - заместитель худрука учреждения по финансовым вопросам.


Объясняем, чем обусловлено пристальное внимание Следственного комитета РФ к худруку «Гоголь-центра» Кириллу Серебренникову и связанной с ним частной компании.

Утром 23 мая сотрудники Главного следственного управления Следственного комитета России по Москве пришли с обысками в квартиру худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, а также в сам театр и центр современного искусства «Винзавод». По версии следствия, в 2014 году Серебренников принимал участие в хищении денег Минкультуры, выделенных на проведение фестиваля современного искусства «Платформа». Но это не единственный эпизод.

Как отмечает следствие, 1 февраля 2014 года директор Департамента поддержки профессионального искусства и народного творчества Минкультуры Софья Апфельбаум (сейчас - директор РАМТ) заключила соглашение с АНО «Седьмая студия», совладельцем и худруком которой является Кирилл Серебренников. Компания обязывалась провести проект «Платформа» на территории «Винзавода» в рамках популяризации современного искусства. Для этого Минкультуры выделило 66,5 млн рублей.

В свою очередь, «Седьмая студия» 10 февраля подписала два договора возмездного оказания услуг с ООО «Инфостиль» на общую сумму 1,28 млн рублей. Фирма должна была шить костюмы и заниматься техническим обеспечением мероприятий, а также подготовить отчёт об использовании госсубсидии при их проведении.

Как удалось установить следствию, на самом деле мероприятия, указанные в договоре, не проводились, хотя деньги были переведены на счета «Инфостиля». Через несколько месяцев, в октябре 2014 года, компания прекратила существование. В октябре же свой пост внезапно покинула Софья Апфельбаум, проработавшая в Минкультуры восемь лет.

Обыски в рамках возбуждённого уголовного дела только начинаются - всего в списке значится 17 адресов, в том числе адрес экс-главы департамента Минкультуры Софьи Апфельбаум, нынешнего директора Российского театра драмы имени Волкова (город Ярославль) Юрия Итина, ранее являвшегося директором «Седьмой студии», а также возглавляющей компанию сейчас Анны Шалашовой и других.

Ни Серебренников, ни Апфельбаум не отвечали на звонки. В Департаменте культуры Москвы заявили, что не готовы комментировать обыски в подведомственном им «Гоголь-центре». В Театре имени Волкова заявили, что в данный момент обыски у них не проводятся.

«Мученик» платит дважды

АНО «Седьмая студия» могла заинтересовать следователей и по другой причине. Совладельцем компании, согласно базе данных «Картотека», является Кирилл Серебренников, а директором - Анна Шалашова, которая работает в «Гоголь-центре» в должности помощника худрука, то есть Серебренникова.

Как показывает СПАРК, с 2013 года «Гоголь-центр» регулярно заключал мелкие госконтракты с «Седьмой студией». При этом в 2014–2016 годах госконтракты эта компания получала только от театра.

По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, в данном случае можно говорить как минимум о конфликте интересов, ведь по факту получается, что Серебренников отдавал деньги государственного театра своей компании.

Без разницы, худрук или любое руководящее лицо это делает. Это учреждение культуры, а не частная лавочка, которая может закупать у кого угодно. Зачастую конфликт интересов является признаком не просто правонарушений, а злоупотреблений при использовании бюджетных средств. А тут могут быть уже уголовные последствия, - отметил эксперт.

В 2015 году «Гоголь-центр» провёл аукцион в форме закупки у единственного поставщика, в результате чего контракт на совместную постановку спектакля «Мученик» стоимостью 3,1 млн рублей получила «Седьмая студия».


При этом ранее театр (также в форме закупки у единственного поставщика) заключил контракт на постановку лично с Кириллом Серебренниковым.


После проведения обысков Следственный комитет РФ сообщил о возбуждении уголовного дела по факту хищения 200 миллионов рублей, выделенных из бюджета на развитие искусства.

По версии следствия, пока неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» с 2011 по 2014 год были похищены бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей, выделенные государством на развитие и популяризацию искусства, - говорится в сообщении на сайте СКР.

Долговая порука

Проблемы преследуют «Гоголь-центр» уже несколько лет. В апреле 2015 года глава Депкульта Москвы Александр Кибовский заявил, что «Гоголь-центр» погряз в долгах. Задолженность театра перед различными организациями на тот момент составляла около 80 миллионов рублей, и от ликвидации его спасал только статус учреждения культуры Москвы.

Незадолго до этого новым директором театра была назначена Анастасия Голуб, которая в течение пяти месяцев проводила антикризисную кампанию. По словам Серебренникова, к августу 2015 года была погашена кредиторская задолженность, были сокращены расходы театра и увеличены продажи билетов. Но театр по-прежнему являлся убыточным.

В октябре 2015 года, после ухода Голуб, Серебренников стал не только худруком, но и директором «Гоголь-центра». После этого глава департамента культуры Александр Кибовский заявил, что ответственность за все решения, связанные с финансами, лежит именно на Кирилле Серебренникове. При этом сам худрук театра заявил, что Департамент культуры Москвы утвердил его первым заместителем Алексея Кабешева, который и будет отвечать за экономическое положение театра.

В марте 2016 года Серебренников рассказал, что часть долговых денег театру возместил департамент культуры в виде субсидии. О какой именно сумме шла речь, он не уточнил.

Художественный руководитель и директор «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников высказался по поводу недавних событий, вызвавших бурный общественный резонанс. На этой неделе в столичном театре, а также дома у деятеля искусства прошли обыски. Кроме того, в СМИ появилась информация об уголовном деле, возбужденном в связи с хищениями 200 миллионов рублей из государственного бюджета. Сам Серебренников, как выяснилось позднее, проходит свидетелем по делу о растрате.

В своем обращении к общественности режиссер отметил, что у него впервые получилось выйти на связь со знакомыми. По словам Серебренникова, у него отобрали все средства связи, включая компьютер. Мужчина искренне тронут теплыми комментариями в социальных сетях, которые оставляли ему родные и близкие.

По признанию Серебренникова, иногда в жизни человека происходят события, к которым он не готов. «Именно это случилось со мной и моими друзьями, коллегами по проекту «Платформа»… Теперь мы будем доказывать, что проект был, что он состоялся. Мы это докажем. Правду говорить легко», – добавил мужчина.

Режиссер подчеркнул, что он и его коллеги спокойны, а также «готовы к любым вопросам». Кроме того, Серебренников поблагодарил всех, кто высказывался в его защиту.

«Мой любимый театр, вся команда, все актеры, все зрители, завалившие нас в эти дни цветами, спасибо вам огромное за поддержку! И очень сожалею, что вся эта ситуация коснулась косвенно и вас. Дорогие мои и любимые Женя Миронов, Чулпан, Федор Сергеевич, все мои коллеги – российские и зарубежные, все, кто подписал письмо в нашу защиту, кто выступал на митинге, в нашей и мировой прессе (список огромен, буду звонить и писать каждому лично!) – спасибо за честность, за братство, за огромную помощь и поддержку!» – поделился мужчина.

Деятель искусства не стал скрывать, что переживает нелегкий жизненный период. «Эти сложные дни могут подорвать веру в людей, в справедливость, в здравый смысл, а у нас – наоборот! – столько любви, столько веры, столько поддержки, что это невозможно забыть и даже невозможно вместить в одно человеческое сердце… Я вас всех очень люблю», – заключил режиссер.

Ранее деятеля искусства поддержало большое количество знаменитостей, в том числе Чулпан Хаматова, Федор Бондарчук, Елизавета Боярская, Виктория Исакова, Юлия Пересильд, Олег Табаков, Марк Захаров, Константин Райкин, Ингеборга Дапкунайте, Виктория Толстоганова и многие другие.

От имени всех, кому небезразлична судьба Кирилла Серебренникова, актер Евгений Миронов обратился к Владимиру Путину. Артист передал президенту РФ письмо деятелей искусства и культуры, а также попросил, чтобы расследование дела его коллеги проходило «справедливо и без экстраординарных мер».