Условия зарождения и развития государств двуречья. Древнейшие земледельческие цивилизации Природные условия и население Двуречья

Экономическое развитие Двуречья (Междуречья). Другим древнейшим центром цивилизации стала территория речных долин Тигра и Евфрата - Двуречье, позже названное греками Месопотамией. Раскопки подтверждают, что первые поселения появились здесь в VI тысячелетии до н.э, а в IV тысячелетии до н.э. на этих плодородных почвах стали возникать первые очаги земледелия. Но постоянно повторяющиеся бурные половодья рек приносили много несчастий крестьянам, которым приходилось проводить огромные ирригационные работы, чтобы защитить поля от разливов. В середине IV тысячелетия до н.э. в Месопотамии расселились племена шумеров, основавших первые государства на этой территории.

В районе Двуречья с древнейших времен земледельцы выращивали множество зерновых, бобовых, бахчевых и прочих культур. Крестьяне сеяли ячмень, просо, горох, гречиху, фасоль, баклажаны, тыкву, огурцы, лук, чеснок, кунжут и многое другое. Повсюду разбивались виноградники и сады, где росли яблони, инжир и другие плодовые деревья. Особо почитаемыми были финиковые пальмы, из плодов которых делали муку, вино, сахар, уксус, из волокон пальмы изготавливали ткани, косточки употреблялись вместо угля в кузницах и т.д.

Жителям Двуречья недоставало леса. По берегам рек росли только ивы и камыши. Зато имелись большие запасы природного асбеста и глины, из которой делали гончарные изделия. В отличие от Египта в Междуречье не было залежей мрамора, гранита и других каменных пород. Для строительства храмов, дворцов, плотин люди изготавливали глиняные кирпичи, которые за прошедшие тысячелетия разрушились. На севере выплавляли железо, свинец, олово. Достаточно рано стала развиваться торговля, тем более что Месопотамия лежала на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом.

В истории Двуречья существовали различные древние государства: Шумерское, Аккадское, Вавилония и др. Расцвет Шумерского государства приходится на III тысячелетие до н.э. В этом государстве на

равнине между Тигром и Евфратом успешно развивались земледелие и садоводство, которые в значительной мере зависели от этих рек. В течение нескольких месяцев в году в Двуречье стояла невыносимая жара, от которой высыхали все поля и мелели реки. К концу весны, когда происходило таяние снегов в горах Армянского нагорья, начинался такой бурный разлив, что кое-где реки сливались, образуя огромные водные пространства. Чтобы защитить поля от таких наводнений, нужно было возводить многочисленные ирригационные сооружения. Люди строили каналы, плотины, водохранилища, каменные набережные вдоль каналов и рек. Кое-где русло каналов помещали в каменные трубы. Осушенные земли использовались под пашни. По берегам каналов сажали финиковые пальмы, выращивали тенистые рощи, защищавшие людей от жары.


В Шумерском государстве высокого уровня достигло ремесленное производство: металлургия, кузнечное, гончарное и ювелирное дело и т.д. Развивались внутренний обмен и внешняя торговля. Это можно объяснить тем, что равнина Междуречья (в отличие от замкнутой долины Нила) была открыта для внешнего мира со всех сторон. По государствам Месопотамии во всех направлениях проходили удобные дороги, транспортными путями служили реки и каналы, по которым плавали парусные и гребные суда, со стороны Аравийской пустыни подходили караванные пути, с моря приплывали корабли из южных стран, особенно много - из Индии.

Сюда приезжали соседи со своими товарами и покупали различные продукты. Так, с севера в страны Двуречья ввозили медь, драгоценные металлы и камни, древесину, строительные материалы, с юга кочевники везли скот, шерсть, кожу, из Индии - золото, слоновую кость, пряности и др. Из государств Двуречья вывозили продукты земледелия и ремесленные изделия, в частности ковры, узорчатые ткани, холодное оружие, глиняную утварь с художественной росписью и многое другое.

В это же время на территории Двуречья существовали города-государства:Ур, Урук, Эриду, Ларс, Лагаш, Шуруппак, Ниппур, Киш и др. Центрами городов были храмы, вокруг которых формировались храмовые хозяйства, сыгравшие огромную роль в экономике Двуречья. В этих хозяйствах работали пекари, пивовары, плотники, кузнецы, каменщики и другие мастера из числа общинников. Для обработки храмовых земель привлекалось большое количество общинников-гурушей, которым платили за труд продуктами. Храмовое хозяйство возникло на базе сельской общины, которая еще

долгое время сохраняла большое значение в государствах Двуречья. Общины состояли, как правило, из многочисленных семейных коллективов, в которых имелись даже рабы, используемые на домашних работах.

В XXIV веке до н.э. наивысшего расцвета достигло Аккадское царство, которое возглавлял Саргон Древний (2316-2261 годы до н.э.). Он объединил все города-государства Северной Месопотамии (в том числе и Шумерское государство) в крупнейшую державу на Ближнем Востоке. Это позволило создать единую ирригационную систему в долинах Тигра и Евфрата, что привело к росту продуктивности сельского хозяйства. Саргон и его преемники заметно понизили экономическую роль храмовых хозяйств, подчинив их государству. Царская собственность пополнялась также и за счет наступления на общинные земли. Заодно выросли привилегии приближенных к царю вельмож. В стране заметно увеличилось количество рабов. Аналогичной политики придерживались и цари из династии Ура, к которым перешла власть в XXII веке до н.э.

Разорение общины приводило к снижению эффективности сельского хозяйства, массовому обнищанию крестьян, которые все чаще попадали в долговое рабство, становившееся наследственным, т.е. распространявшимся и на детей. Труд таких рабов использовался в государственном хозяйстве на тяжелых работах. Рабы существовали и в частных хозяйствах, где их положение было гораздо лучше: они могли иметь семью и откупиться на волю.

В конце III тысячелетия до н.э. Шумеро-Аккадское царство распалось. Среди множества причин этого были и нападения внешних завоевателей. Но уже в XIX веке до н.э. на месте древних государств этого региона образовалось Старовавилонское царство, или Вавилония. Пик развития этого государства пришелся на XVIII век до н.э., когда его возглавлял царь Хаммурапи (1792-1750 годы до н.э.). Будучи искусным политиком и талантливым полководцем, он подчинил Вавилонии большую часть Месопотамии, присоединил множество соседних земель. В этот период достигли расцвета поливное земледелие, скотоводство, садоводство.

Особое внимание уделялось расширению и улучшению оросительных систем, развитию ремесленного производства, которое включало большое количество специальностей. Ремесленниками считались не только столяры, плотники, судостроители, камнерезы, но и цирюльники, врачи, трактирщики, ветеринары и пр. Большое значение имела внутренняя и внешняя торговля. На экспорт поставлялись зерно,

финики, сезамовое (кунжутное) масло, шерсть, ремесленные изделия, а импортировались лес, металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия; кроме того, ввозились рабы.

С развитием торговли далеко за пределы страны вышел вавилонский язык, на котором объяснялись не только купцы разных стран, но и их правители. Даже египетские фараоны были вынуждены прибегать к помощи переводчика для перевода своих посланий на вавилонский язык. Масштабы распространения этого языка на Ближнем Востоке можно сопоставить с тем, какое влияние оказывал французский язык на Европу в XVII-XIX веках, а английский - на мировую экономику и политику в настоящее время.

Бурное развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению денег. Сначала в качестве денег употребляли меха пушных зверей, скот, шкуры и т.д. Позже при обмене стали использовать деньги из металла: из него изготавливали кусочки одинакового веса (т.е. монеты), причем внешний вид этих монет был самым разнообразным. Иногда монетам придавали вид целого быка или его головы (в память о прежних "деньгах"). Потом все чаще на товары стали обменивать небольшие слитки из меди, серебра, золота. В раскопках находят деньги в форме палочек, колец, кружочков. Деньги собирали, чтобы осуществлять крупные покупки - приобретать дома, землю, скот, рабов и др. Особенно большие запасы денег накапливались в храмах, куда их приносили не только в качестве даров, но и на хранение, так как в храмах деньги были в безопасности. Кроме того, храмы имели большие денежные поступления от своих многочисленных земельных угодий и ремесленных мастерских. Почти во всех храмах жрецы пускали деньги в рост. Население знало, что у них всегда можно получить деньги взаймы под определенный процент.

Ростовщические операции требовали особой точности, поэтому при таких сделках заключались письменные обязательства, которые оформлялись на глиняных дощечках. Чтобы избежать подделок и обмана, каждую глиняную расписку покрывали новым слоем глины и на нем повторяли ту же запись. Если потом возникали недоразумения между должником и кредитором, верхний слой глины разбивали и проверяли запись по нижнему слою дощечки. В подобные отношения приходилось вступать часто, поэтому почти у всего взрослого населения имелись печати, вырезанные из крепкого камня. Такая печать служила вместо подписи.

В годы правления Хаммурапи был написан целый свод законов - Кодекс Хаммурапи, который является ценным памятником древневосточного

права, отражающим характерные черты экономического и политического развития той эпохи. В Кодексе было подробно определено, как следует пользоваться водой из каналов, как должны проходить наем работников, покупка рабов, перевоз вещей по рекам и многое другое.

Составитель законов настойчиво требовал, чтобы все население честно и правильно выполняло условия и обязательства договоров, за нарушение этих условий необходимо было нести ответственность. Так, предусматривались строгие наказания за причинение ущерба оросительным системам, представлявшим огромную ценность в масштабе страны. В случае если рухнул дом и в нем погибли жители, то строителей этого дома следовало казнить, и т.п.

В Кодексе были четко определены взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Раб объявлялся полной собственностью господина вплоть до возможности его продажи наравне с имуществом. Убийство раба или нанесение ему увечья считалось причинением имущественного ущерба его хозяину. Число рабов увеличивали войны, долговая кабала, самопродажа в рабство, наказание за преступления и пр.

Но большое распространение долгового рабства приводило к уменьшению числа налогоплательщиков, поэтому Кодекс Хаммурапи ограничивал произвол ростовщиков. Плата за ссуду не должна была превышать 20%. Долговое рабство ограничивалось тремя годами. К тому же зачастую оно принимало патриархальный характер: рабы могли иметь небольшое хозяйство, вступать в брак со свободными женщинами, их дети объявлялись свободными. Следует также отметить, что в Вавилонии сохранялся и широкий слой свободного общинного крестьянства, которое сдерживало безграничный рост количества рабов.

Заметную роль в экономике Вавилонии играло царское хозяйство. Дворцовые земли не только обрабатывались зависимыми крестьянами, но и сдавались в аренду. В Кодексе Хаммурапи подробно описывались условия аренды. Так, за аренду садовых земель следовало платить 2/3 урожая, а пахотных угодий - 1/3. В арендные отношения вступали как крестьяне, так и крупные землевладельцы, ростовщики, которые, в свою очередь, сдавали эти земли в субаренду на более тяжелых условия.

Вавилония в эпоху царя Хаммурапи превратилась в одно из самых богатых государств Древнего Востока. Как отмечали впоследствии путешественники, в жизни вавилонян было много роскоши, изысканной одежды, украшений из золота и драгоценных камней. Особенно сильное впечатление производил главный город страны - Вавилон,

окруженный высокими стенами, по которым могли ехать в ряд несколько военных повозок. В них имелось около 100 медных ворот, запиравшихся на ночь. Вокруг стен находились глубокие рвы, заполненные водой. Город был построен по строгому плану, улицы пересекались под прямым углом, берега Евфрата обрамляли каменные набережные. В городе было много храмов, входы в которые оберегались огромными высеченными из камня фигурами крылатых быков с человеческими головами.

В Вавилонии большое развитие получила наука. Особенное внимание уделялось астрономии. Именно в эту эпоху были определены орбиты Солнца, Луны и пяти самых ярких планет, видимых невооруженных глазом (их латинские названия Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Вавилонские жрецы составили лунный и солнечный календари. Они разделили год на 12 частей по 30 дней в каждой. На годовом небесном круге движения Солнца эти 12 частей (месяцев) отметили большими созвездиями Зодиака. Каждый месяц разделили на четыре недели, а каждый день недели получил название по именам семи великих вавилонских богов. Такой принцип деления года потом заимствовали европейцы.

Жрецы пытались объяснять солнечные и лунные затмения и даже научились их предсказывать. Они установили время летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Именно в Вавилонии было принято деление часа на 60 минут, а минуты - на 60 секунд и т.д. Вавилоняне придумали цифры, которые сохранились до настоящего времени под названием "арабские". В Вавилонии была составлена азбука, грамматика2. Способ письма отличался от египетских иероглифов, его назвали клинописью. Из глиняных дощечек составлялись книги и целые библиотеки.

После смерти царя Хаммурапи могущество Вавилонии было подорвано бесконечными набегами внешних врагов. Так, в XVI веке до н.э. страну завоевали горные племена касситов, явившиеся с территории Персии, которые установили так называемую касситскую династию, правившую около 400 лет. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. страна подверглась вторжениям войск эламитян (из Персии), халдеев (с юга Месопотамии) и др.

В 732 году до н.э. на Вавилонию напало воинственное государство Ассирия, и вавилоняне не смогли оказать его войскам достойного сопротивления. Вскоре на берегах Тигра вырос ассирийский город Ниневия,

не уступавший Вавилону ни по размерам, ни по красоте. Позже ассирийцы совершили военные походы и в другие страны, в частности захватили Израильское царство, Египет и др. Их владения простирались от Армении и Ирана до Сахары. В VII веке до н.э. эту огромную державу возглавлял царь Ашшурбанипал (669-627 годы до н.э.), который прославился не только своей жестокостью, но и огромной библиотекой древних памятников письменности, находившейся в Ниневии3. Но господство ассирийцев продолжалось недолго, и уже в конце VII века до н.э. это государство распалось, а Вавилония обрела независимость, на ее месте возникло Нововавилонское царство. Его расцвет пришелся на период правления царя Навуходоносора II (605- 562 годы до н.э.). Вновь приобрело большой размах строительство ирригационных систем, храмов, дворцов, висячих садов. Было начато строительство знаменитой Вавилонской башни, высота которой достигла 91 м. В этот период происходили заметные изменения в экономике. Рабство постепенно теряло свои позиции, многие рабы стали получать имущественные права, землю, возможность организовывать собственное хозяйство. Ограничивалось долговое рабство. В 539 году до н.э. Вавилония попала в полную зависимость от Персии и потеряла статус самостоятельной державы.

Третий период – это возникновение земледелия, от которого затем отделилось скотоводство, а позже появились ремесла, торговля, города, государство, т. е. стала формироваться цивилизация.

Чем вызвано появление земледелия?

Во времена неолита (нового каменного века) начинается значительное потепление, Земля приобретает современный облик. Потепление постепенно приводит к деградации охотничьих племен в зоне умеренного климата, поскольку фауна уходит на север. Снова природа бросает вызов, снова возникает тупик: или выживаем, или вымираем. Те, кто нашли верный выход, вынужденно стали заниматься земледелием. Люди давно знали, что зерно, посаженное в землю, даст несколько зерен. Но представить, что этот тяжелый, однообразный труд станет главным, поможет не умереть с голоду, было трудно. До сих пор охота сохраняется в генетической памяти человечества как творческая, интересная деятельность.

Постепенно эпицентр всемирной истории перемещается в район Ближнего Востока (Месопотамский котел – долины рек Тигра и Евфрата), а также в районы рек Нила, Инда и Хуанхэ. Здесь земледелие возникает на базе пшеницы и риса. В Новом свете земледелие возникает на основе маиса. С земледелия начинается эпоха производящей экономики.

Последствия земледелия:

1. Происходит общественное (вместо естественного) разделение труда. Появляются земледельцы, скотоводы, ремесленники и те, кто производит обмен произведенными продуктами.

2. Увеличение производительности труда примерно в 100 раз привело к тому, что повысилась ценность человека: каждый человек превратился, прежде всего, в работника, который может произвести больше, чем необходимо для физического поддержания его жизни. Увеличение производительности труда приводит к появлению некоторых излишков сверх необходимого минимума; появление излишков – к тому, что их можно накопить (тем более что это, прежде всего, зерно, а не, например, корнеплоды); накопленное можно присвоить. Те, кто каким-либо образом осуществил это присвоение, сформировали постепенно класс собственников. На другом полюсе общества появился класс, лишенный собственности. Это те, кого можно эксплуатировать, присваивать результаты их труда.

3. Появление государства. Эксплуатируемых в раннеклассовых обществах было подавляющее большинство. Прежде всего, это - рабы, крестьяне. Такую массу населения надо было «держать в узде», что осуществлялось и грубой силой (различные отряды вооруженных людей), и путем экономического подавления (хочешь быть сыт – работай, плати налоги), и путем духовного подавления (общественное неравенство – это вечный, божественный порядок). Кроме того, земледелие требовало вести крупные совместные ирригационные работы. Признаки государства: 1) территория; 2) публичная власть, включающая правителей, дружину, армию, полицию, суды, тюрьмы, надсмотрщиков; 3) налоги с населения.

4. На основе земледелия возникают логическое, иначе понятийное или абстрактное мышление, а затем и письменность. Наличие понятий – признак цивилизованного мышления. Понятие – это обобщение в слове каких-либо важных свойств предмета, процесса. Например, деревянное, животное, человек, количество, качество.

5. Совершенствуются представления о богатстве: человек обрастает многочисленными предметами – хижина, повозка, гончарный круг, запасы зерна и т.п. Но главное материальное богатство – земля, уже не как территория для охоты, но плодородная почва, а также деньги. Существенно развивается и духовное богатство: разделение труда и появление класса, который может позволить себе роскошь не заниматься повседневным физическим трудом и иметь большой досуг, стало основой появления философии, юриспруденции, истории, религии, первых научных знаний, замечательных произведений искусства.

6. Существенно повысилась ценность человека. Теперь он работник, создающий какой-либо полезный продукт.

Итак , важнейшим следствием земледелия является появление цивилизации : городов, государственного порядка, письменности, социального неравенства, эксплуатации, классов. До появления земледелия вся история человечества шла одним путем и в одном направлении. Начиная с земледелия, появились различные пути, варианты развития.Началась многовариантная история.

Рассмотрим три известных пути развития человечества, основанных на земледелии.

Азиатское общество .

Переход к земледелию и соответственно к классовому обществу происходил не по всей территории расселения человечества. Первоначально в долине Нила и в междуречье - район Тигра и Евфрата. Впоследствии развитие человечества шло:

а) по линии возникновения новых самостоятельных центров исторического развития (например, долины Инда и Хуанхэ);

б) через образование большого количества государств на территории Ближнего Востока.

Черты азиатского общества.

1. Земледелие привело к появлению централизованного управления и, следовательно, к возникновению государства. Труд в этих условиях мог быть только коллективным, поскольку обработка земли, дренаж, орошение, строительство ирригационных сооружений при примитивных орудиях труда требовали огромных энергетических затрат. Другими словами: централизованная власть (государство) возникает в данном случае из производственной необходимости, а не потому, что так кто-то придумал, запланировал.

2. Деление на классы и социальные группы в азиатском обществе происходит на основе места, занимаемого ими в системе общественного труда. Например, в Индии возникли и долго существовали касты.

3. Основным субъектом труда (главной производительной силой) в этом обществе была община, где формально каждый свободен, а фактически – никто, даже фараон.

4. Азиатское общество было очень жизнестойким. Оно просуществовало тысячелетия и было разрушено извне, например, Индия. Это - тупиковый путь развития человечества в том смысле, что не могло естественным путем породить общество принципиально нового качества.

Античное общество.

Античное или рабовладельческое общество возникает на Балканском полуострове, в Малой Азии, на территории современной Италии. В период, когда появились рабовладельческие государства, в других районах Земли продолжали существовать азиатские общества.

Черты рабовладельческого общества.

1. Исходное неравенство людей: эллины и варвары, свободные и рабы. Демократия и гуманизм существуют только для эллинов, для свободных, а раб - это всего лишь вещь, «говорящее орудие».

2. Субъект труда (основная производительная сила) - это раб, точнее: раб + орудие труда.

Рабовладельческий путь развития, так же, как и азиатский, является тупиковым , т. е. и он не дал нового качества. Античность также была разрушена извне.

Феодальное общество возникает на территории современной Франции и затем распространяется на другие, первоначально, европейские государства.

Черты феодального общества.

1. Субъектом труда здесь выступает отдельный человек (крестьянин, ремесленник и т.д.), а не община, как в азиатском, и не раб + орудие труда, как в рабовладельческом обществах.

2. Феодальный способ производства - единственный из всех названных, кто естественным путем из своих недр породил принципиально новое общество, основанное на личной инициативе, конкуренции и состязательности. Такое новое общество в научной литературе называют классическим капитализмом, буржуазным обществом, эпохой первоначального накопления капитала, промышленным или индустриальным обществом. Путь к этому обществу лежал через развитие торговли, колонизацию новых земель, великие географические открытия, буржуазные революции.

Ирригационным называют такое земледелие, при котором культуры в процессе развития периодически поливаются с использованием оросительных конструкций. Наиболее популярной подобная система выращивания сельскохозяйственных растений является в засушливых регионах, то есть там, где мало естественных осадков. На настоящий момент наибольшее распространение этот вид земледелия получил на юге Европы, в странах Азии и в северных районах Африки.

Способы полива растений в Древнем мире

Метод ирригационного земледелия - один из старейших в выращивании сельскохозяйственных культур. Как считают археологи, возник он еще на рубеже мезолита и неолита в горных засушливых долинах Азии и Мезоамерики. Первоначально полив растений производился лишь посредством обваловки паводковых разливов рек. Однако уже в 6 тыс. до н. э. в Месопотамии начали использоваться первые примитивные гидротехнические системы.

Каналы Древнего Египта

Технология ирригационного земледелия - это то, что в большой мере оказало влияние на становление великих К примеру, именно таким образом выращивали сельскохозяйственные культуры в Древнем Египте. Первоначально жители этой страны строили специальные плотины с отверстиями для отвода воды на поля. Более сложные гидротехнические системы они начали использовать уже в эпоху в связи с заметным увеличением площади орошаемых земель.

Ирригационное в это время приобрело характер бассейнового. Под паводковую воду крестьяне выкапывали большие ямы-приемники. От них вели каналы и валы для орошения полей. Подобная система поливов просуществовала в Египте вплоть до 19 века, пока не была построена Асуанская плотина.

Орошаемое земледелие в России

У нас в стране ирригационная система используется в таких засушливых регионах, как Заволжье, Средняя Азия, Забайкалье, Западная Сибирь и т. д. Одним из безусловных преимуществ такой формы земледелия является возможность получения хороших устойчивых урожаев (в некоторых случаях по 2-3 в год). Подобным образом в России капусту, томаты, хлопчатник, рис, подсолнечник и многие другие культуры.

Количество расходуемой воды

Наибольшего эффекта при применении такого способа земплепользования, можно добиться, конечно же, при том условии, что орошение будет вестись на строго научной основе. Разным культурам для быстрого развития требуется неодинаковое количество воды. Так, к примеру, кукурузе нужно 100 литров за сезон, а капусте — более 200 л. Поэтому при составлении проектов систем орошения должно производиться большое количество самых разных расчетов. Разработчикам следует учитывать не только количество потребляемой растениями воды, но и среднегодовой уровень осадков, а также и другие важные факторы (состав и продолжительность теплого периода года и пр).

Сроки поливов

Помимо количества расходуемой воды, при составлении проекта орошения земель в той или иной местности необходимо также определиться со сроками проведения операций по увлажнению почвы. Очень важно, к примеру, производить поливы во время цветения и бутонизации растений. А для этого нужно хорошо знать биологические особенности культур.

Дальнейшее развитие ирригационного земледелия происходит и в наше время. К примеру, для определения степени просыхания почвы и необходимости ее увлажнения раньше применялся метод забора проб посредством небольшого бура. Сейчас для этой цели используются специальные приборы. Это позволяет получить более точные результаты, экономить время и рациональнее использовать технические средства.

Ирригационная система: способы орошения

Основных методик увлажнения почвы под культурными растениями в засушливых регионах существует несколько:

    путем пуска воды по бороздам между рядками;

    через проложенные в почве перфорированные трубы;

    методом дождевания.

Подводиться вода на поля может от ближайших водоемов по большим и малым каналам. При выращивании такой культуры, как рис, часто используется и еще одна очень эффективная технология — затопление полей. На посевах этой культуры вода может стоять толстым слоем (15 см) в течение всего сезона. Для того чтобы она не затухала, ее время от времени меняют. Спускается вода непосредственно перед уборкой риса.

Основные разновидности

Форм ирригационного земледелия на самом деле существует множество. В равнинных местностях чаще всего используются крупные паводковые системы. В горах могут применяться террасные. В долинах ирригационное земледелие часто сочетается с методиками богарных посевов яровых культур на весенне-зимних осадках. На очень крутых горных склонах могут использоваться необычные очень сложной конфигурации. Примитивные формы ирригационного землепользования на родниковых и временных дождевых водах в наше время сохранились лишь в некоторых районах Азии и Северной Африки.

От чего еще зависит успех в ирригационном земледелии

Таким образом, вырастить хороший урожай сельскохозяйственных культур, можно, правильно составив проект мелиорации. Также важным условием успеха ирригационного земледелия являются периодические внесения удобрений в почву. Ведь поливы для того и нужны, чтобы растения имели возможность всасывать из земли необходимые им питательные вещества. Удобрения в почву при использовании метода орошаемого земледелия могут вноситься как минеральные, так и органические.

Древнейшее рабовладельческое общество и государства складываются в южной части долины рек Тигра и Евфрата примерно в то же время, что и в Египте. Здесь возникает второй важнейший очаг цивилизации, который оказал большое влияние на политическую, экономическую и культурную историю всего древнего мира.

Разложение первобытнообщинного строя в Двуречье.

Природные условия и население Двуречья.

Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом в их нижнем и среднем течении, называют обычно греческим словом Месопотамия (Междуречье). Природные условия и исторические судьбы северной и южной части Месопотамии различны. Поэтому южную её часть, где течение обеих рек сближалось (в основном к югу от района столицы современного Ирака — Багдада), мы выделяем под названием «Двуречье».

Эта часть Месопотамской равнины заполнена отложениями рек, периодически разливающихся в весенне-петний период вследствие таяния снегов в горных районах верховьев. Древнейшие поселения, явившиеся центрами образования первых государств, были расположены по обоим берегам вдоль нижнего течения обеих рек, преимущественно Евфрата, воды которого легче использовать для земледелия без специальных водоподъёмных устройств. Для использования при осенней обработке земли воды разлива должны были собираться в особые водохранилища. Евфрат и Тигр, помимо их огромной роли как источников орошения, являются основными транспортными артериями страны.

Климат в Двуречье жаркий и сухой. Количества атмосферных осадков невелико, да и выпадают они главным образом зимой. Вследствие этого земледелие возможно преимущественно на почвах, естественно орошаемых разливами рек или орошаемых искусственно. На таких почвах можно выращивать самые разнообразные культуры и получать высокие и устойчивые урожаи.

Месопотамская равнина окаймлена с севера и востока окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе она граничит с Сирийской степью и пустынями Аравии. С юга равнина ограничена Персидским заливом, куда впадают,Тигр и Евфрат. В настоящее время обе эти реки за 110 км до впадения в море сливаются в единый речной поток — Шатт эль-Араб, но в древности море вклинивалось значительно глубже на северо-запад и обе реки впадали в него раздельно. Центр возникновения древнейшей цивилизации был расположен именно здесь, в южной части Двуречья.
Естественные богатства, из тех, которые могли быть использованы древнейшим населением равнины, невелики — тростник, .глина, а в реках и болотистых озёрах — рыба. Из древесных пород можно отметить финиковую пальму, дающую питательные и вкусные плоды, но низкую по качеству древесину. Отсутствовали необходимые для развития хозяйства камень и металлические руды.

Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры; можно утверждать, что уже в IV тысячелетии до н. э. шумеры были основным населением Двуречья. Шумеры говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено. Для физического типа шумеров, если доверять сохранившимся, обычно довольно грубо передающим облик человека статуям и рельефам, было характерно круглое лицо с крупным прямым носом.

С III тысячелетия до н. э. в Двуречье из Сирийской степи начинают проникать скотоводческие семитические племена. Язык этой группы семитических племён носит название аккадского или вавилоно-ассирийского, по тем позднейшим наименованиям, которые эта группа семитов приобрела уже в Двуречье. Сначала они селились в северной части страны, переходя к земледелию. Затем их язык распространился и в южной части Двуречья; к концу III тысячелетия произошло окончательное смешение семитического и шумерского населения.
Различные семитические племена в это время составляли основную массу скотоводческого населения Передней Азии; территория их расселения охватывала Сирийскую степь, Палестину и Аравию.

Северную Месопотамию и окраинные нагорья Ирана, окаймляющие с востока долину Тигра и Евфрата, населяли многочисленные племена, говорившие на языках, родственные связи которых пока не установлены; некоторые из них, возможно, были близки отдельным современным кавказским языкам. В северной части Месопотамии и на притоках Тигра памятниками рано засвидетельствованы поселения племён хурритов; далее к востоку, в горах, жили луллубеи и гутеи (кутии). Соседние с Двуречьем долины рек Юго-Западного Ирана занимали эламиты.

В своём большинстве эти и близкие к ним племена в IV—III тысячелетиях до н. э. были оседлыми горными земледельцами и полуоседлыми скотоводами, жившими ещё в условиях первобытно-общинного строя. Именно они создавали в Передней Азии энеолитическую «культуру крашеной керамики»; их поселения.— Телль-Халаф, Телль-Брак, Арначия, Тепе-Гаура, Самарра, а глубже в нагорье Ирана Тепе-Гиян, Тепе-Сиалк, Тепе-Гиссар, Туренг-Тепе — позволяют судить о характере развития племён, занимавшихся горно-ручьевым земледелием в период неолита и энеолита. Большинство из них вначале ещё опережало в своём.развитии племена, населявшие Двуречье, и только со второй половины IV тысячелетия население Двуречья быстро обгоняет своих соседей.
Лишь у эламитов в низовьях рек Каруна и Керхе классовое общество возникает.только немногим позже, чем в Шумере.

Памятники III тысячелетия свидетельствуют о том, что морским путём, шедшим по Персидскому заливу. Шумер был связан с другими странами. Клинописные тексты упоминают остров Дильмун и славившиеся золотом и чёрным деревом страны Маган и Мелухха. Только Дильмун со всей бесспорностью отождествлён с нынешними Бахрейнскими островами у берегов Восточной Аравии, поэтому мы не можем определённо сказать, как далеко простирались морские связи Двуречья. Однако эпические песни о путешествиях шумерских героев на восток, «за семь гор», и о дружеских отношениях с тамошним населением, а также печати с изображениями индийских слонов и знаками индийской письменности, которые найдены в поселениях Двуречья III тысячелетия до н. э., заставляют думать, что существовали связи с долиной Инда.

Менее определённы данные о древнейших связях с Египтом; однако некоторые особенности наиболее ранней энеолитической культуры Египта заставляют ряд исследователей предполагать наличие подобных связей, а отдельные историки предполагают, что в последней трети III тысячелетия до н. э. имели место военные столкновения Двуречья с Египтом.

Древнеишие поселения в Двуречье.

На примере истории народов Двуречья отчётливо видно, насколько влияние условий географической среды на ход исторического развития имеет относительный характер. Географические условия Двуречья почти не изменились за последние 6—7 тысячелетий. Однако если в настоящее время Ирак — отсталое, полуколониальное государство, то в средние века, до опустошительного монгольского нашествия в XIII в., а также в древности, Двуречье было одной из самых богатых и населённых стран мира. Расцвет культуры Двуречья, следовательно, невозможно объяснить только благоприятными природными условиями страны для земледелия. Если же заглянуть ещё дальше вглубь веков, то окажется, что та же самая страна в V и даже отчасти в IV тысячелетии до н. э. была страной болот и озёр, заросших тростниками, где по берегам и на островах ютилось редкое население, оттеснённое в эти гиблые места из предгорий и степей более сильными племенами.
Только с дальнейшим развитием неолитической техники и с переходом к веку металла древнейшее население Двуречья оказалось способным использовать те особенности географической среды, которые ранее были неблагоприятны. С усилением технической вооружённости человека эти географические условия оказались фактором, ускорившим историческое развитие селившихся здесь племён.

Древнейшие поселения, обнаруженные в Двуречье, относятся ещё к началу IV тысячелетия до н. э., к периоду перехода от неолита к энеолиту. Одно из этих поселений было раскопано под холмом Эль-Обейд. Такие холмы (телли) образовались на равнине Двуречья на месте древних поселений путём постепенного накопления строительных остатков, глины от сырцового кирпича и т. п. Население, жившее здесь, было уже оседлым, знало простейшее земледелие и скотоводство, однако охота и рыболовство всё ещё играли большую роль. Культура была сходной с культурой предгорий, но беднее. Было известно ткачество, гончарное дело. Преобладали каменные орудия труда, но уже начали появляться и изделия из меди.

Примерно к середине IV тысячелетия до н. э. относятся нижние слои раскопок Урука. В это время жители Двуречья знали культуры ячмоня и эммера, среди домашних животных были быки, овцы, козы, свиньи и ослы. Если жилища Эль-Обейда были преимущественно тростниковыми хижинами, то при раскопках Урука были найдены сравнительно крупные здания, сложенные из кирпича-сырца. К этому периоду, второй половине IV тысячелетия, относятся первые пиктографические (рисуночные) надписи на глиняных плитках («табличках») —древнейшие памятники письменности Двуречья. Наиболее древний письменный памятник Двуречья — маленькая каменная табличка — хранится в Советском Союзе в Государственном Эрмитаже (Ленинград).
К концу IV и самому началу III тысячелетия до п. э. относятся слои раскопок холма Джемдет-Наср, недалеко от другого древнего города Двуречья — Киша, а также более поздние слои Урука. Раскопки показывают, что здесь значительного развития достигло гончарное производство. Орудия из меди встречаются во всё большем количестве, хотя всё ещё широко применяются орудия из камня и кости. Уже было известно колесо и перевозка грузов осуществлялась не только вьюками, а по болотистой почве на санях, но и колёсным транспортом. Существовали уже построенные из кирпича-сырца значительные по размерам и художественному оформлению общественные сооружения и храмы (первые храмовые постройки появляются ещё в начале предшествующего периода).

Развитие земледелия.

Те шумерские племена, которые поселились в Двуречье, смогли уже в глубокой древности приступить в различных местах долины к осушению болотистой почвы и к использованию вод Евфрата, а затем и Нижнего Тигра, создавая основу ирригационного земледелия. Аллювиальная (наносная) почва долины была мягкой и рыхлой, а берега были низкими; поэтому можно было даже несовершенными орудиями труда сооружать каналы и запруды-водохранилища, дамбы и плотины. Проведение всех этих работ требовало большого количества рабочих рук, поэтому оно было не под силу ни отдельной семье, ни первобытной общине, ни даже небольшому объединению подобных общин. Оно становилось возможным на иной, более высокой ступени общественного развитая, когда происходило объединение многих общин.

Работы над созданием ирригационного хозяйства были возможны только при определённом уровне развития техники, но они в свою очередь неизбежно должны были содействовать дальнейшему развитию сельскохознйственной техники, а также усовершенствованию тех орудий, которыми пользовались при землекопном труде. На осушительных и оросительных работах начинают применяться орудия с металлическими частями. В связи с ростом ирригационного хозяйства более интенсивное использование металла должно было привести к весьма важным общественным результатам.

Рост производительности труда приводил к возможности производства прибавочного продукта, что создавало не только необходимые предпосылки для возникновения эксплуатации, но и влекло к выделению в общинах, ведущих первоначально коллективное хозяйство, сильных семей, заинтересованных в организации отдельных независимых хозяйств и стремящихся к захвату лучших земель. Эти семьи со временем составляют племенную аристократию, захватившую в свои руки управление племенными делами. Так как племенная аристократия обладала лучшим вооружением, чем рядовые общинники, то она стала захватывать большую часть военной добычи, что в свою очередь способствовало усилению имущественного неравенства.

Возникновение рабства.


Уже в период разложения первобытно-общинного строя шyмерские племена использовали рабский труд (упоминания о рабынях, а затем и рабах имеются в документах с периода культуры Джемдет-Наср), но использовали его в весьма ограниченных размерах. Первые ирригационные каналы прорывали свободные члены общин, но развитие ирригационного хозяйства большого масштаба потребовало значительного количества рабочей силы. Над созданием ирригационной сети и в дальнейшем трудились в порядке повинности и свободные представители общества, но на землекопных работах всё больше использовался труд рабов.
К работе по искусственному орошению города-победители привлекали и население покорённых общин. Об этом свидетельствует отражающая условия начала }