Во всех сферах жизни человека. Основные сферы жизни и потребности человека в обществе видео. Особенности управления в сфере материального производства

Человек, который хочет «всё и сразу», как правило, остаётся хронически ни с чем. Во всяком случае, до тех пор, пока не пересмотрит свой подход. И ошибка закралась в слове «сразу», а не в понятие «всё», как принято считать в обществе.

Но наблюдать таких людей рядом с собой приходится нечасто. Чтобы предъявлять миру претензии на «всё и сразу», нужно обладать определенной внутренней емкостью и размахом. Намного чаще встречаются примеры, убеждающие самих себя, что не так уж и хотелось – многого им не надо, да и вообще ничего не надо, «был бы милый рядом»… Потом с появлением милого, встают новые «бы»: «была бы заграница рядом», «был бы переезд в другую страну рядом», «была бы шуба рядом», «была бы машина рядом», «была бы новая квартира рядом», «был бы другой милый рядом» и так далее по кругу, в зависимости от того, что уже приобрели ваши друзья. Главное, что многого этому человеку по-прежнему «не надо». Было бы все как у людей. Честно сказать, помочь я тут не могу.

Просто «затыками» внутренних дыр вопросы не решаются.

Можно латать потребности и ставить заплатки, только когда возникает течь, надеясь, что такой дом не рухнет тебе на голову (у других же все нормально – живут же люди), а можно строить по собственному эскизу. В таком случае свою жизнь надо создавать заново, чтобы изначально определиться с планировкой, дизайном и залить правильный фундамент, что немаловажно.

— Почему заново? Нам не надо заново. Нам надо просто чуть-чуть подштукатурить, а так все прекрасно.

Наше окружение в детстве (семья, школа, друзья и прочие) заливает фундамент и выстраивает первые стены (те самые, что часто бывают размером 2х2), в которых мы потом живем всю жизнь, если не займемся планировкой самостоятельно. Можно уйти в украшательство: бесконечно перекрашивать эти стены, развешивать картины и переставлять мебель, но размеры комнаты от этого не изменятся. Вы все также будете жить в тех же рамках, которые вписали в вашу картину мира. Кстати, вы можете называть это «кармой», «судьбой», даже, например, «гороскопом». Вы по-прежнему будете копировать опыт своих родителей и коллег, потому что дизайн двухэтажного коттеджа невозможно повторить в однокомнатной квартире, как ни крути. Но можно построить новый дом. Да, именно заново, черт возьми.

Вы знаете тех, кто создал себя заново сам. Их единицы, но они среди вас.

  • Уходит любимый человек;
  • Болезнь;
  • Увольняют с работы, которой было отдано столько сил.

Любое серьезное потрясение, которое способно тряхнуть этот карточный домик под названием «мое светлое будущее», оставляет огромный котлован вопросов к себе:

  • Кто я?
  • Чем я на самом деле хочу заниматься?
  • Почему с уходом близкого человека мой мир рухнул? Кто я, если все мое существо держится только на близком человеке?
  • Почему я нездоров?
  • Почему я тратил так много сил и энергии на эту работу, а она так просто от меня избавилась?
  • Почему в моей жизни появляются одни и те же грабли? Или это я хожу по одному и тому же кругу, а грабли продолжают лежать на своем месте?

Такие люди оказались перед выбором: создать себя, как и раньше (найти похожую работу, похожего человека, похожий сценарий развития событий и так и не ответить на вышеперечисленные вопросы честно), или же начать жить осознанной жизнью? Существуют те, кто выбирает второй вариант.

Не надо ждать и проверять свой фундамент на прочность. Строительством можно заняться в любую минуту и жить по собственным правилам.

Друзья, привет! Опубликовал свое новое видео про основные сферы жизни. В нем я подробно останавливаюсь на каждой сфере жизни, а так же говорю про короткое упражнение, с помощью которого вы быстро сможете оценить своё текущее жизненное состояние.

Полный текст видео:

Всем привет!

В моих предыдущих видео я говорил про то, что нашу жизнь в целом можно разделить на 8 основных сфер и про то, что более 90% всех людей находятся в сильном жизненном дисбалансе.

Сегодня я подробнее расскажу, что в себя включает каждая из 8 сфер жизни,

а также мы проведем с вами краткую экспресс-оценку вашего текущего жизненного состояния — какие сферы хромают, а каким сферам вы уделяете наибольшее количество своего времени.

Возможно, про технику оценки своего текущего состояния, вы уже не раз что-то слышали, потому что она действительно очень распространенная и используется во многих книгах, семинарах, тренингах и так далее.

Но даже, если это так, то вам все равно будет полезно проделать это упражнение еще раз, т.к. на самом деле его нужно делать регулярно для того, чтобы периодически останавливать, оглядываться назад и смотреть, «а где я сейчас нахожусь?», «чего я достиг?», «чему я уделял мало времени?» и т.п.

Итак, давайте начнем с того, что я расскажу подробнее про каждую из 8ми сфер жизни:

1. Первая и самая главная сфера — Здоровье и спорт

Она действительно является основополагающей и зависящей от других сфер, поскольку, как не крути, но если у нас что-то плохо со здоровьем, и мы чувствуем себя неважно, то все остальные сферы отодвигаются на второй план — мы не можем уделить должное время семье и детям, у нас нет желания обучаться, зарабатывать деньги и т.д. Я думаю все испытывали это состояние — болея.

К этой же сфере относится занятие спортом и правильное питание.

2. Вторая сфера — Отношение с семьёй и близкими

Если вы находитесь в браке или у вас есть вторая половинка, то эта сфера главным образом про то, как вы относитесь к тому человеку, который в большей степени находится ближе всего к вам. Но при этом не стоит забывать про своих родителей, братьев, сестер, а так же про бабушек и дедушек. Как часто вы звоните своей маме? Как часто вы устраиваете романтические вечера своей второй половинке? Сколько времени вы проводите со своим детьми? Это примеры тех вопросов, которые стоит задавать при оценки второй сферы жизни — «Отношение с семьей и близкими».

3. Третья сфера — Друзья и окружение

Есть очень известная фраза — ты — это твое окружение. Т.е. кем ты сейчас являешься определяется твоими друзьями и твоим окружением. Все мы общаемся с близкими себе по интересам и по ценностям людьми. Но если вы хотите на новый уровень, становиться еще более успешным, то необходимо привлекать в своё окружение тех людей, к которым ты хочешь стремиться, которые тебя вдохновляют. И само собой будет так получаться, что находясь в окружении успешных людей, ты будешь становиться успешным также.

Мне нравиться одна очень хорошая аналогия — если простой огурец кинуть в банку соленых огурцов, то этот простой огурец хочет он этого или не хочет, но он автоматически станет соленым — таким же, как то окружение, в которое он погрузился.

Еще одна прекрасная метафора — «С кем поведешься, от того и наберешься». Я думаю, смысл вы поняли.

К этой сфере также относится поддержка отношений с вашими текущими друзьями. Часто бывает так, что человек много работает и забывает о друзьях. Или жениться или выходит замуж, и семейная жизнь его затягивает до такой степени, что он забывает о друзьях. Этого, конечно, допускать, не нужно.

4. Четвертая сфера — Карьера и бизнес.

Если вы работаете по найму, то на какой ступени карьерной лестницы вы сейчас находитесь, насколько вы удовлетворены текущим положением вещей.

Если вы работатее сами на себя или у вас есть собственный бизнес, то это, соответственно, индикатор того, насоклько успешен ваш бизнес, достиг ли он тех целей, которые вы ставили перед собой на момент его открытия и т.д.

5. Пятая сфера — Финансовая грамотность

Эта сфера относится к таким навыкам и практикам, как заработать деньги, как их сохранить и, наконец, как их приумножить.

Очень большая, непростая, но, в то же время, интересная сфера, о которой не учат в школе.

Насколько

Эта сфера тесно связана с четвертой сферой — Карьера и бизнес, т.к. от того сколько ты зарабатываешь — зависит твое финансовое состояние. Если ты доволен своей карьерой, но не доволен теми деньгами, которая она приносит, то нужно, либо создавать дополнительные источники дохода, либо улучшать существующие источники. Но лучше всего — и то, и другое.

6. Шестая сфера — Духовность и творчество

Эту сферу каждый понимает по своему. Все мы знаем, что есть 2 параллельных мира — физический (мир материальных вещей, тот мир который мы видим глазами) и метафизический (его мы не видим, но чувствуем душой. Это мир мыслей, идей, какого-то внутреннего состояния человека). И данная сфера как раз относится к метафизическому миру. Для кого-то — это религия, для кого-то чтение эзотерической литературы, для кого-то — медитация. В любом случае, данная сфера направлена на поддержание порядка в своем внутреннем состоянии.

К этой же сфе ре я отношу любимые увлечения человека — его хобби, т.к. занимаясь любимым делом, делает это от души, от чистого сердца. Например, это рисование, занятие музыкой и т.д. У каждого — свое.

7. Седьмая сфера — Саморазвитие

К ней относится все то, что направлено на твое личное развитие, на твой личностный рост.

Современная система образования влияет на людей таким образом, что люди, заканчивая школу и институт, чувствуют большое отвращение к обучению. И из-за этого, после выпуска из учебных заведений, многие говорят, что мол «всё, с меня хватит, мне хватило обучения, я больше не хочу учиться».

Я считаю, что это в корне не правиьлная позиция, т.к. существует общеизвестный факт, что статуса кво не существует. Мы либо развиваемся, либо деградируем.

Например, в спорте, если мы не даем нагрузку нашим мышцам, долго не тренируемся, то постепенно мышцы начинают отрафироваться. И если мы им не дадим какую-нибудь нагрузку, они продолжат деградировать.

Также и с нашим мозгом. Если мы его не будем напрягать, не будем узнавать чего-то нового, то постепенно, нервные клетки головного мозга (нейроны) будут умирать, а на их месте будет вырастать соединительная ткань. Грубо говоря, если мы не развиваемся, то мы, простите, «тупеем», а если развиваемся — то умнеем. Другого не дано. Либо вверх, либо вниз.

8. И последняя восьмая сфера — Яркость жизни

К данной сфере относятся те моменты, которые без труда запоминаются, те моменты, которые всегда хочется вспомнить — это яркие кусочки в вашей жизни. Без них жизнь будет скучной и однообразной.

Например, этой прыжок с парашютом, поход с семьей в аквапарк, свадьба, катание на картингах, путешествия и т.д.

Итак, сейчас я кратко описал составляющие каждой из сфер жизни.

А теперь, давайте сделаем очень легкое и быстрое практическое упражнение для того, чтобы определить ваше текущее жизненное состояние. Это упражнение позволит вам взглянуть на свою жизнь с большой высоты, чтобы понять, какие сферы проседают, а какие наоборот — преобладают.

Возьмите листок бумаги с ручкой, нарисуйте на листке круг, поделенный на 8 частей.

Затем, исходя из той информации по каждой сфере, которую я рассказал вам ранее, оцените каждую сферу жизни по вашим личным ощущениям от 0 до 10 , где 0 — это совсем все ужасно, а 10 — твой текущий идеал.


Колесо баланса со шкалой

Поставьте, пожалуйста, это видео на паузу и посвятите 1 минуту своего личного времени на это упражнение.

Сферы жизни - Виды жизнедеятельности человека, на которые он тратит существенные доли своего времени, каждая из которых обладает весьма специфическими наборами ценностей, средств достижения цели, носит свой эмоциональный оттенок.

Естественные сферы жизни человека: 1) забота о себе и семье (физиология, гедонизм, любовь, секс, безопасность, воспитание и т.п.), 2) бизнес (работа, добывание средств к существованию, обучение), 3) межличностные отношения (дружба, конфликты, общественная деятельность), 4) развлекательная деятельность (чтение книг и просмотр фильмов, прослушивание музыки и разглядывание изображений, веб-серфинг, компьютерные игры, садоводство, охота и рыболовство, спорт и физкультура, разного рода хобби, размышления на свободную тему, грезы).

Отнесение конкретных действий к той или иной сфере зависит от целей осуществления действий, что не всегда является очевидным. Например, заниматься охотой можно ради развлечения (надо как-то занять свое свободное время), можно ради межличностных отношений (чтобы теснее завязать отношения, поговорить о чем-то важном), можно в качестве добывания средств к существованию (заготовка мяса), а можно и в качестве заботы о себе или семье (чтобы выпить спиртные напитки на природе, чтобы передать сыну навыки общения с природой). Болтать с приятелем можно также ради развлечения, ради поддержки или усиления дружеских отношений, ради бизнеса (обсудить общие дела, спросить совет), ради заботы о себе (большинство людей испытывает заметную потребность "поболтать", то есть так или иначе задействовать свой речевой аппарат).

Для выяснения того, в какой сейчас сфере жизнедеятельности находится человек, достаточно выяснить что же должно измениться в результате текущих действий. Если будут удовлетворены какие-то базовые потребности (физиологические, в безопасности) себя или членов семьи, то это относится к первой сфере, сфере заботы. Если в результате тех или иных действий человек становится объективно сильнее или свободнее (становится больше денег или иных материальных благ, человек становится компетентнее, развиваются его физические способности), то это бизнес. Если в итоге неким благоприятным образом изменится социальное лицо человека (его личность, имидж), совершится какая-то пусть маленькая дипломатическая победа (усилил позиции друзей и ослабил - врагов), обретено выгодное знакомство (человек субъективно стал сильнее, потому что нет никакой гарантии, что новое знакомство действительно пойдет на пользу, а не во вред), то это - сфера межличностных отношений. Когда же положительные эффекты не очевидны, предположительны или же открыто отсутствуют - это развлекательная сфера (процесс поглощения информации, которая предположительно может даже оказаться полезной, активного отдыха или просто убивания свободного времени).

Тема выбора приоритета, когда ты осознанно фокусируешься на чем-то одном в течение длительного времени, настолько остра, что режет даже тех, кто к ней едва прикасается

Тема выбора приоритета, когда ты осознанно фокусируешься на чем-то одном в течение длительного времени, настолько остра, что режет даже тех, кто к ней едва прикасается. А между тем внести осознанные перемены без такого выбора практически невозможно, особенно если вам уже не 20 лет и результаты текущих убеждений требуют полной переработки. По сути, нужно учиться заново «ходить».

С экрана компьютера информация воспринимается еще более-менее терпимо, сознание может ловко игнорировать болезненные факты в тексте, зато на программах это чувствуется куда отчетливее. Когда, например, в кульминации марафона речь заходит о сути сфокусированности – необходимости отдать большую часть своего внимания одной задаче, развитию одной сферы - тела, дела или отношений, – появляется напряжение. Как можно выбирать из столь важных аспектов?

  • Тело или дело?
  • Дело или отношения?
  • Отношения или тело?

Как вообще можно ставить вопрос под таким углом? Разве суть не в сбалансированности всех жизненных аспектов?

Это хорошо продаваемая позиция, которой так часто спекулируют разные авторы. Я тоже за развитие во всех сферах жизни, но как это делается практически, без розовых бантиков на коробке для тренинга? Что стоит за историями людей, которые на самом деле живут на высоких скоростях?

Я уже рассказывала, как это было у меня. Я хронически пыталась сделать «все и сразу»: одним махом решить все свои вопросы от развития любимого дела и приведения себя в форму до окружения близкими по духу людьми, пока не поняла, что этой истории уже много лет, а положение вещей особо не меняется (декорации не в счет). Справедливо отметить, что под любимым делом я всегда понимала именно любимое дело и под близкими по духу людьми – именнотаких людей, предварительно дав определение этим понятиям для самой себя. То есть речь шла о максимальной реализации своего потенциала, которая не терпит полумер. С компромиссами, конечно, куда проще собрать пазл собственной жизни, только будет ли вас устраивать узор?

Из года в год я повторяла одну и ту же ошибку, абсолютно не отдавая себе отчет – я пыталась охватить все и сразу. Даже на мгновение не могла допустить, что откажусь от чего-то в угоду одной-единственной цели. Но, слава богу, моя слепота оказалось не вечной. Осознание, что в этих попытках я провела уже около 7 лет, а все ключевые вопросы как были нерешенными, так и остались - однажды постучалось в мою дверь, открыв мне глаза, что все это время я держусь нервной хваткой за то, чего даже не имею.

Спасение пришло ко мне простым словом «приоритет».

Расставлять приоритеты и следовать им – вот ключ к созданию осознанных перемен в своей жизни и продвижению по пути личного выбора. Ты не можешь сделать все и сразу, но абсолютно точно в состоянии сделать все, но постепенно.

Мой выбор был отдан делу, по принципу – начни с того, что тебе ближе всего на данный момент.

Не с того, что ты больше всего хочешь и не с того, что тебе подсказывают родственники или друзья, – начни с того, чтоближе. Это эффективнее. Научись осознанным переменам сначала в одной сфере, остальные будут сносно насаживаться уже на этот навык.

Звучит складно, но на свой опыт примерить страшно.

  • Можно ли параллельно заниматься двумя сферами?
  • А если сразу всеми тремя все-таки?
  • Как правильно выбрать?
  • Как долго надо держать фокус на чем-то одном?

Когда мне прямо задают эти вопросы, я не могу настаивать только на единственном приоритете и никогда не скажу человеку в лицо, что, если он не сфокусируется сейчас на одной задаче, он ее не решит. Написать в материале могу, сказать – нет. Такова моя позиция. Поэтому в разговорах я всегда поддержу любой озвученный выбор. Но для осознанного читателя я опять предложу эксперимент.

Возьмите 4 яблока. Среднего размера, чтобы легко удержать в руках.

Держите? Отлично.

А теперь жонглируйте ими, чтобы ни одно не упало на пол. Причем жонглируйте красиво, высоко, искусно. Вкладывая всю душу в этот процесс. Мы же тут за максимальную реализацию, ведь так?

Сложно отрицать тот факт, что есть люди, которые легко и виртуозно жонглирует четырьмя яблоками, да что там – они и десятью умеют. То есть это возможно. А если возможно – то и вы можете. Или?

Жонглируйте. Прямо сейчас. Ни одно не уронив.

Смотреть на то, как кто-то ловко оперирует всеми сферами своей жизни, и пытаться это с ходу повторить на своем опыте – утопия, особенно, если в вашей жизни требуется капитальный ремонт вплоть до заливки нового фундамента. Научитесь сначала осознанно развивать одну сферу – будь то дело, тело или отношения, а затем, немного окрепнув в процессе осознанного жизнетворчества, добавляйте новые «яблоки».

Чтобы научиться жонглировать четырьмя яблоками, сначала надо научиться правильно ловить одно, затем добавить к нему второе и так далее, причем после освоения азов – каждое последующее яблоко добавлять все легче и легче.

Возьмите в руку один мячик и перебрасывайте его из одной руки в другую. Высота броска - немного выше уровня глаз. Броски и поимки производятся в разных точках. Броски - ближе к середине тела, поимки - с внешней стороны. После поимки рука совершает полукруговое движение и совершает бросок. Это упражнение простое, но очень важное, так как закладывает базу для жонглирования. Упражняйтесь, пока вы не станете уверенно бросать и ловить мячик.

«Как научиться жонглировать»

Сложно? Нет. Легко? Тоже нет.

Даже просто перебрасывать мячик из руки в руку требует определенного усилия и концентрации, так почему же кто-то еще думает, что для развития своей жизни можно «плыть по течению»?

Как стать виртуозным жонглером собственной жизни и развиваться во всех сферах по максимуму?

0. А жонглер кто?

Хочется сказать, что это вы. Но не совсем. Это вы Осознанный. Способный взять жизнь в собственные руки и крутить любой из ее аспектов по своему усмотрению. До жонглера нужно дорасти.

Существуют четыре основные сферы: душа, тело, дело и отношения. Так вот, состояние жонглера – это ваш контакт с самим собой, со сферой, которая называется «душа». Это фундамент, без которого любые преобразования бессмысленны, так как разлетятся в пух и прах на первой же кочке. Без принятия текущего момента и без полной ответственности за все, что происходит, - расстановка приоритетов, по сути, не имеет значения.

Что такое принятие текущего момента?

Это в первую очередь, отказ от нытья: что посадили, то и выросло. Нелепо тут сетовать. Также – это способность видеть хорошее уже сейчас и концентрироваться именно на нем. Не как слепой оптимист, потому что «надо», а как разумный жонглер, которому спелые яблоки милее прогнивших, и который прекрасно понимает, что от того, что он берет в руки(на чем концентрирует внимание), будет зависеть то, что «крутится» в его жизни.

1. Научитесь «жонглировать» сначала одной сферой

Тот самый выбор приоритета, который спасет многих умных людей от пожизненного ярлыка «подающий надежды».

Вы либо реализовали свои способности, либо нет. То, что они у вас есть, - не имеет значения.

Выберите ту сферу жизни, которая на этом отрезке ближе всего к вам, и выведите ее на новый уровень. Сделайте то, о чем мечтали. Причем, сделайте красиво, высоко, искусно. Поставьте процесс на новую колею, которую впоследствии надо будет поддерживать, а пока она требует всего вашего внимания для плодотворной стройки. Отдайтесь, в конце концов, чему-нибудь без остатка. Поставьте цель, наметьте сроки, продвигайтесь вперед.

В идеале около 80 процентов своего внимания вы отдаете приоритету и лишь 20 процентов времени и сил достаются всему остальному. Такой расклад позволяет проложить колею в минимальные сроки – от полугода до года для версии 1.0

2. Добавляйте новые сферы, продолжая «держать» прежние. Яблоки падать не должны

И вот вы уже вполне сносно «крутите» одну сферу, когда переходить к следующей и как?

Нет речи о том, что вы дойдете до некого условного «конца» в развитии первой сферы, после которого можно будет наконец, переключиться. Никаких «остановок» или «финалов» этот процесс не подразумевает. Вы всего лишь чувствуете, что набили руку достаточно и вывели процесс на следующий этап в согласии со своими целями.

Однозначного момента, когда будет ясно, что пришло время добавлять новые сферы, и, уж тем более, уверенной внутренней готовности – не ждите. Такого не будет.

Просто в какой-то момент надо очень ясно про себя понять – вы жонглер с вечно одним яблоком или все же виртуоз своей жизни?

И переходить к следующему этапу – добавлению целей по другим сферам жизни, с учетом, что прежние процессы остаются в силе. Подробно об этом переходе я рассказывала здесь.

Яблоки падать не должны. Но они будут падать на начальном этапе. Это надо пережить, продолжая развивать свой навык.

Обучение жонглированию – это не история про то, что, набив руку с одним яблоком, вы его отложите в сторону и возьмете другое, то есть после одной сферы резко переключитесь на другую, ведь ей тоже надо много внимания. Нет. Здесь начинается та самая работа по всем сферам жизни – добавление новых элементов в уже имеющийся процесс и продолжение своей осознанной игры с ними.

Немного о концентрации от Павла Дурова:

Способность к многочасовой концентрации на одном занятии - навык, который в нашу мобильно-онлайновую эпоху встречается все реже. Но именно этот навык необходим для интеллектуального, творческого или духовного прорыва. Будущее за теми, кто выработает иммунитет к технологическим ловушкам внимания и сохранит способность к длительной концентрации.

3. Видимая легкость, известная как виртуозность, приходит только после упорных тренировок

«Если то, что вы делаете, не дается вам легко – не делайте это», - еще один прекрасно монетизируемый совет, который активно продвигается.

И вправду, профессиональный жонглер легко перебрасывает шары, уверенный канатоходец идет по тросу без напряжения, а опытный сноубордист летает на трамплинах, как будто это так же естественно, как и бегать.

Виртуозность – это ощущение легкости при максимальной концентрации, которое приходит вместе с мастерством.

Но было ли этим людям легко с самого начала, когда они учились «крутить свое первое яблоко»? И кем бы они стали, если бы послушали такой совет? Вернее, кем бы они остались?

Вечно подающими надежды…

Способность развить в себе видение того, что между этим сноубордистом и любой сферой твоей жизни нет никакой разницы, что все бытие соткано из одной ткани и подчиняется одним и тем же законам, а все люди вокруг – не более, чем продолжение друг друга – это первый шаг на пути становления внутреннего жонглера, способного держать баланс в развитии всех сфер жизни. И это куда увлекательнее и продуктивнее, чем бесконечная возня с внутренним ребенком.

Одной из главнейших особенностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность - это человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. человека может быть как активной, так и пассивной.

С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности . Под жизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно , что-то делает, чем-то занят - трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д. Словом, он проявляет - внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т.д.).

В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Классифицировать все виды деятельности не представляется возможным, однако можно выделить основные, свойственные всем людям виды. Они соответствуют общим потребностям и обнаруживаются практически у всех без исключения людей. Для каждого возраста существует своя ведущая деятельность, которая в основном и определяет динамику развития в данном жизненном периоде.

Рождаясь, ребенок сразу включается в игровую деятельность, затем подрастая, включается в учебную, а становясь взрослым, приступает к трудовой деятельности.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Очень трудно регламентировать содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры. Ребенок обычно сам переходит от одной игры к другой.

Протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.

Различные формы организации связаны и с различной их . Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.

Основным же мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно воспитывать привычку трудиться.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет и трудится, помогая маме с уборкой квартиры.