Сообщение на тему: «Страницы истории России. Русь расправляет крылья. Русь расправляет крылья IV. Формирование новых знаний. Открытие нового

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова на тему: "Русь расправляет крылья" (УМК "Школа России"). Презентация разделена на 2 части. Перед демонстрацией необходимо соединить части.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Русь расправляет крылья Урок окружающего мира 4 класс Учитель О.Е. Кунделева

Трудные времена на Русской земле. 1 2 Поход монголо-татар возглавил хан.. Какой город первым оказался на их пути? Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам? Что выплачивала Русь Золотой Орде? Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже нанесли… Разбил шведов на реке Неве князь…. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами? Когда состоялось ледовое побоище?

Как возрождалась Русь СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Несчастье обрушившееся на Русь не сломили Русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново.

Какие земли были более безопасными для жизни? Восточные Юго-восточные Западные Северо-восточные

Северо-Восточная Русь СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Москва, Тверь, Ярославль

Ярославль Москва Тверь СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Возрождение ремёсел кузнецы кожевники гончары плотники сапожники каменотёсы бронники щитники лучники кольчужники

Возникновение Троицкого монастыря Отрок Варфоломей встречает старца Решил Варфоломей стать монахом и взял себе имя Сергий В 1330 – 1340 годах недалеко от города Радонежа Сергий основал Троицкий монастырь. В 1342 году к Сергию пришли первые ученики. Их было двенадцать. Каждый отшельник жил в своей собственной келье, а вместе они собирались только на богослужение. Строительство монастыря

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Сергий Радонежский

Троице – Сергиева лавра По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» умел действовать на самые ожесточённые сердца. Лавра сегодня Благословление на битву Икона Сергий Радонежский в житии Памятник Сергию Радонежскому

Кроссворд. 1 3 2 5 4 6 Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский. Александр Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь. дань Название государства монголо-татар. Золотая Орда Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев. клин Синоним слова «бой». битва Река, на которой 15 июля 1240 года были разбиты шведы. Нева КАЛИТА ˊ

КАЛИТА ˊ Калита – кожаный мешочек для хранения денег, который прицепляли к ремню. Какое отношение слово « калита » имеет к теме нашего урока?

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Князья творившие историю в 13-15 веках

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Московский князь Иван Данилович Калита (внук Александра Невского) Кремль при Иване Калите Строительство Кремля Строят новые дубовые стены и башни взамен сгоревших. Именно в ту пору крепость стала именоваться Кремлём. В XIII веке Москва стала центром одного из русских княжеств. В XIV веке великий московский князь Иван Данилович спешит укрепить Москву.

Кремль при Иване Калите Успенский собор – главный храм России. Заложен 4 августа 1326 года. Новый собор был построен в 1479 году. В 1333 году князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила. В 1505 – 1508 г.г. на месте древнего храма возведён величественный Архангельский собор. С момента основания и до XVIII столетия служил местом упокоения московских князей и царей Церковь Иоанна Лествичника была перестроена Иваном Калитой в восьмигранную башню.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Интерьер Успенского собора. Вид на главный иконостас. На переднем плане - круглые столбы, впервые примененные в русской архитектуре зодчим Аристотелем Фьораванти.

Наследство Ивана Калиты Шапка Мономаха Княжеские и царские регалии Большая императорская корона, скипетр и жезл

Стены и башни Московского Кремля.

Иван Калита Чем известен в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвище? Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления? Расскажите о Москве времен правления Ивани Калиты. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Прочитайте текст на странице 66-69 и подготовьте ответ на вопросы.

За что московский князь получил прозвище Иван Калита? Он всегда носил на поясе кошелёк с деньгами для нищих Он строил новые ограждения Он оставил в наследство шапку Мономаха Он был мудрым и авторитетным князем ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

Какой монастырь основал Сергий Радонежский? Троице-Сергиев Новодевичий Ивановский Свято-Успенский ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

Какое княжество было сильнейшим на Руси в те времена? Московское Ярославское Рязанское Киевское ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

http://5klass.net/zip/okruzhajuschij-mir/Rus-raspravljaet-krylja.zip http://festival.1september.ru/articles/587082/ http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,12553/Itemid,118/ Список Интернет- ресурсов:

Данная презентация является наглядным приложением к уроку Окружающего мира 4 класс учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков Е.А. Крючкова

Как возрождалась Русь

Работа с исторической картой

Вопрос: найдите на карте (с.61) Северо-Восточную Русь. Назовите ее города.

Ответ: Москва, Тверь, Суздаль, Владимир, Ростов, Ярославль.

Обсудим!

Вопрос: какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехах его правления?

Ответ: в 1325 Иван унаследовал Москву по завещанию умершего Юрия.

С этих пор он и показал себя властным, жестоким, хитрым, умным и упорным в достижении своих целей правителем. Годы его управления княжеством (около двадцати) стали эпохой усиления и возвышения Москвы над остальными русскими землями. В основе его лежало особенное умение Ивана ладить с ордынским ханом. Часто ездил в Орду, отчего заслужил расположение и доверие хана Узбека. В то время как другие русские земли страдали от вторжений ордынских численников и баскаков, владения князя московского оставались спокойными, пополнялись численно иммигрантами из других княжеств и земель.

Проверь себя

1.Вопрос: какие факты о возрождении Северо-Восточной Руси ты можешь привести?

Ответ: заново отстраивались разрушенные монголами города, восстанавливались ремесла: кожевенное дело, кузнечное дело, оружейное дело по производству оружия и доспехов, ювелирная и камнерезные работы, добывалась рыба и меховая дичь. Возрождение ремесел привело к восстановлению торговли. Начали строительство каменных домов и соборов. Хотя деревянные постройки были конечно основными.

2. Вопрос: чем известен в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвище.

Ответ: Иван Калита первый из князей смог договориться с ордынским ханом о самостоятельном взимании дани и переправы ее в Орду. Иван Калита держал обещание и для княжества Московского наступили спокойные времена восстановления городов и экономического развития, именно в это время вокруг Москвы начинается объединение русских земель. Была заложена основа будущей могущественной страны - России.

Прозвище Иван Калита получил из-за поясного кошеля для хранения денег который назывался «калита». Из него он подавал нищим и обездоленным.

Задания для домашней работы.

Задание 2. По иллюстрации на с.67, расскажи о Москве времен Ивана Калиты.

Ответ: общий хозяйственный подъем, наблюдавшийся в Московском княжестве, и политические успехи московских князей способствовали дальнейшему росту города. Москва обросла торгово-ремесленными посадом и слободами. Основная масса населения селилась за пределами кремлевских стен, между Москвой-рекой и Неглинной. Эта часть города называлась “Великим посадом”. Но уже намечались другие части города: Заречье, впоследствии называемое Замоскворечье, и Занеглименье. Центром Москвы был Кремль. Построенный в 1339 году, Кремль отличался от укреплений XII века в основном размерами и мощностью валов. Ров его был шире и глубже, вал мощнее и выше. Эта крепость могла выдержать уже не только непосредственно штурмы, но и обстрел из неогнестрельных метательных орудий (камнеметов, стрелометов). Что касается внутренней застройки Кремля, то главную роль здесь играли двор самого князя и двор митрополита. После постройки нескольких каменных соборов образовалась целая площадь – Соборная. Кремль окончательно приобрел вид резиденции крупного средневекового государства, феодального центра большого города.

В Москве одновременно с постройкой новых укреплений производилось крупное гражданское строительство. Время Калиты отмечено первым строительством каменных зданий в Москве. Вслед за Успенским собором были воздвигнуты каменные церкви Ивана Лествичника и Спаса на бору. Церковное строительство Калиты завершилось созданием каменного собора Михаила Архангела, получившего название княжеской усыпальницы.

Об Иване Калите напоминают в Москве названия Калитниковское кладбище, Большая, Малая и Средняя Калитниковские улицы, Малый и Новый Калитниковский проезд. Все они находятся на земле, подаренной Иваном Калитой в XIV веке Крутицкому подворью, почему эта местность и носила название “Калитниково”.

С татарами при Иване Калите Москва вела обширную торговлю, и многие переселились на постоянное местожительство в Москву. О торговой дороге в Орду, или Ордынской дороге, напоминают улицы Большая и Малая Ордынка. Татарские слободы размещались главным образом в Замоскворечье, там где теперь Большая и Малая Татарские улицы. Здесь поселились целой слободой устные переводчики – “толмачи”. О них напоминают Толмачевские переулки.

Общее впечатление от Москвы времен Ивана Калиты остается как о небольшом, но быстро расширяющимся и набирающем мощь и силу городе. Москва постепенно превращалась в крупнейший ремесленный и торговый центр Северо-Восточной Руси.

Задание 3. С помощью Интернета подготовь сообщение о шапке Мономаха.

Ответ: Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Дощечки шапки из золота. Внутри шапки согласно описи 1884 года винты медные. А по описи 1696 года закладки и крючки внутренности шапки были из серебра.

Драгоценные камни:

Сапфир синий - один камень на яблоке.

Сапфир жёлтый - один камень на яблоке.

Шпинель красная - один камень на яблоке и два камня на дощечках, всего - 3 камня.

Рубин - два камня на дощечках.

Изумруд - четыре камня на дощечках.

На золотом кресте и в его основании - четыре жемчужины; на яблоке - три жемчужины и на семи дощечках по три жемчужины, расположенные треугольником вершиной вверх, на восьмой, передней - четыре жемчужины, расположенные ромбом; всего - 32 жемчужины.

Итого на шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки.

Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей - дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Среди историков существует мнение, что шапка Мономаха - это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту».

В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва - Третий Рим». В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно - как с исторической (Константин умер в 1055 году, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной), так и с искусствоведческой точки зрения.

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г. Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков.

Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором - «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда. Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.

С.69. На следующем уроке

Вопрос: вспомни, ратные подвиги защитников нашего Отечества ты знаешь.

Ответ: к ратным подвигам того времени можно отнести битвы Александра Невского на Чудском озере и на реке Ижоре, более поздние сражения под предводительством Минина и Пожарского, М.И.Кутузова, А.В.Суворова, битвы Великой Отечественной войны под предводительством Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского, А.И.Еременко и др.

Тема: « Русь расправляет крылья »(«ШР»)

Цель урока: сформировать представления учащихся о возрождении Руси.

Планируемые результаты:

-личностные : осознавать свое единство с окружающим миром.

-предметные : осознавать познаватель­ную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять из­вестное и неизвестное

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, мультфильм, карточки для рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Русь расправляет крылья »(«ШР»)

Цель урока: сформировать представления учащихся о возрождении Руси.

Планируемые результаты:

Личностные : осознавать свое единство с окружающим миром.

Предметные : осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное

Оборудование:

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Деятельность учащихся.

УУД

1.Организация начала урока;

Словесный

1 мин

Присаживайтесь ребята.

Приветствуют учителя;

Беседа, диалог

3 мин

В каком году монголы напали на Русь?

Кто такой хан?

Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя?

Какая новая угроза нависла над Русью?

Когда состоялась битва на Неве?

Кто возглавил русскую дружину?

Как прозвали князя Александра после победы над шведами?

Когда состоялась битва на Чудском озере?

2. Тест

1. Поход монголов на Русь возглавил хан:

а) Чингисхан б) Батый в) Темучин

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань б) Владимир в) Новгород

3. Какой город долго сопротивлялся монголам?

а) Новгород б) Рязань в) Козельск

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп б) налог в) дань

5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли:

а) монголы

б) шведы

в) рыцари-крестоносцы

6. Разбил шведов на реке Неве князь:

а) Александр б) Ярослав в) Владимир

7. Какое прозвание получил новгородский князь после победы над шведами?

а) Мудрый б) Невский в) Вещий

8. Когда состоялось Ледовое побоище?

Мотвационный

Словесный, наглядный;

5 мин

(Заслушать желающих.)

Кто нашел дополнительный материал об Александре Невском? Поделитесь с нами новой информацией.

Кто может предположить тему нашего урока?

Какие цели мы перед собой поставим?

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

4. Усвоение новых знаний

10 мин

1. Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский. (Александр.) 2. Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь. (Дань.) 3. Название государства монголов. (Золотая Орда.) 4. Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев. (Клин.) 5. Синоним слова «бой». (Битва.) 6. Река, на которой 15 июля 1240 г. были разбиты шведы. (Нева.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: Калита.)

2. Словарная работа

Найдем в толковом словаре значение данного слова. (Калита - кожаный мешочек для хранения денег, который прикрепляли кремню. Современное слово - кошелек.)

Проблемный вопрос: какое отношение слово «калига» имеет к теме нашего урока?

Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Русь расправляет крылья»)

1. Работа с картой

Найдите на карте на с. 61 учебника Северо-Восточную Русь. Назовите ее города. (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль.)

2. Работа по учебнику С. 65-66

(Ученики самостоятельно читают текст.)

Что вы можете сказать по карте о городах Северо-Восточной части Руси? (Эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды.)

- Какие ремесла возрождались? (В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.)

- Какой монастырь основан около города Радонежа? (Троицкий.)

Кто его основал? (Сергий.)

Выполняют работу в группах;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

5. Динамическая пауза

1 мин

Выполнение разминки.

15 мин

А сейчас мы поговорим о московском князе Иване Даниловиче. Его прозвали Калита. Почему? Узнайте об этом, прочитав статью в учебнике «Московский князь Иван Калита». (Ученики работают с текстом самостоятельно, отвечают на поставленный вопрос.)

Как при Иване Калите стали называть крепость? (Кремль.)

Какими стенами его обнесли? (Дубовыми.)

Найдите одно неверное утверждение, выполняя задание 1 на с. 22 и работая в парах. (3.)

- Самостоятельно выполните задание 2. Назовите три слова, которые вписали в клеточки. (Калита, Константин, Кремль.)

- Знаете ли вы название монастыря на иллюстрации в задании 3 на с. 23? (Троицкий монастырь, Троице-Сергиев.)

2. Мозговой штурм

1. Какие земли оказались более безопасным для жизни? (Северо-восточные земли, наиболее удаленные от Орды.)

2. Какие города здесь располагались? (Москва, Тверь, Ярославль и др.)

3. Чем занимались князья этих земель? (Ставили новые города и крепости.)

4. Какие ремесла возродились в этих городах? (Трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.)

5. Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троицкий.)

6. Кто его основал? (Сергий.)

7. Кто правил в Москве в те времена? (Иван Данилович.)

8. Почему его прозвали Калитой?

9. Что происходило с Москвой при его правлении? (Москва богатела и росла.)

10. Как это удавалось Ивану Калите? (Он сумел войти в доверие к хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей Русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне.)

11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха.)

12. Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена? (Московское.)

13. Чем прославился в истории Иван Калита? (Он начал объединение вокруг Москвы русских земель.)

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

7. Подведение итогов.

Словесный;

Ответы на вопросы;

Какова была цель урока?

Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 69 учебника.)

Вспоминают цели урока.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

8. Рефлексия

1 мин


- Какой вывод вы для себя сделали?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем еще надо поработать?

Кого можно поблагодарить за урок?

(Оценивание своих знаний с помощью картинок-символов: все понял, смогу объяснить другому; понял, но другому объяснить не смогу; остались вопросы.)

Домашнее задание

2. Подготовить сообщения о возникновении Москвы, Кремля.

Выполняют задание учителя.

Более восьми веков прошло с тех пор, как на крутом Боровицком холме, поросшем густым сосновым бором, по приказу русского князя Юрия Долгорукого построили небольшую деревянную крепость. Шел 1147 г. Эту дату принято считать годом основания Москвы. Площадь того древнего поселения, по летописным источникам, из конца в конец составляла всего 300 шагов.

В XIII в. Москва стала центром одного из русских княжеств. В XIV в. великий московский князь Иван Калита спешил укрепить Москву. Построим новые дубовые стены и башни Кремля взамен сгоревших в 1331 г. Обтесанные дубовые бревна были огромных размеров. Их диаметр достигал 70 см. Эта крепость прослужила более 25 лет.

Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха - символ власти.)

Московские великие князья и цари во время торжественных выходов или приемов обязательно имели при себе особые знаки власти - регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой - круглую державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это и была шапка Мономаха.

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале XII в. киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником византийскому императору Константину Мономаху. Легенда возникла в конце XV в. Тогда усиливалась власть потомков Владимира - московских князей, и им нужно было обосновать идею, что Москва - «третий Рим», преемница Древнего Рима и Византии.

На самом деле шапка имеет восточное происхождение. Она была изготовлена в XIV в. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы. Сверху она увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца XVII в., а в 1724 г. шапку заменили императорской короной. В истории шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.

5. Сообщения учащихся

Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых, Иван Данилович постоянно носил на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достались глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городов. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город.

При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества. Хан был доволен русским князем. Иван Калита не только исправно платил дань, но и делал богатые подарки. В то время Иван сдружился с митрополитом, который тогда управлял всеми церковными делами на Руси, и хотя считался киевским, но жил не в Киеве, а больше во Владимире. Калита упросил его оставить Владимир и переехать в Москву. Митрополит переселился. Это был владыка Петр. С тех пор к Москве, как духовной столице, стала тянуться вся Русская земля. К митрополиту начали ездить по делам и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси. А Москве от этого прибыль и почет.

Среди этих забот Иван зорко следил за Тверью и ждал случая, чтобы погубить ее. Вдруг пронеслась весть, что в Твери неладно, что народ волнуется и бьет татар. Князь тверской в самом деле забыл об опасности и сгоряча позволил тверитянам умертвить послов хана. Калита знал, что Тверь дорого поплатится за свою горячность, и не медля поскакал в Орду. Хан, страшно озлобленный на тверитян, принял Ивана милостиво, назвал великим князем и отрядил с ним часть Орды для расправы с Тверью. Калита не только опустошил Тверь, но и покорил заодно и другие княжества Русской земли и таким образом покончил со всеми врагами Москвы.

Сделавшись великим князем, Калита стал еще чаще ездить в Орду, говорил там льстивые речи, постоянно возил подарки и вошел в доверие к хану. Удельные князья видели это, и ни один из них не смел спорить с Иваном, все слушались и боялись его. Хан совсем вверился московскому князю и поручил ему собирать дань со всей Русской земли. Калита повел это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнилась. Тогда он стал покупать у других князей их волости, а где было возможно - там брал силой. Московское княжество год от года все росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси.

При Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таким образом, Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех ее бедствий - уделы, и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать вокруг Москвы разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси.

Предварительный просмотр:

Тема: « Трудные времена на Русской земле »(«ШР»)

Цель урока: : сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества. .

Планируемые результаты:

Личностные : целостно воспринимать окружающий мир.

Предметные : усвоят, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью; познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, со зверьми, которые обитают в наших лесах; узнают о многообразии видов зверей.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, мультфильм, карточки для рефлексии.

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Деятельность учащихся.

УУД

1.Организация начала урока;

Словесный

1 мин

Присаживайтесь ребята.

Приветствуют учителя;

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

2.Проверка домашнего задания;

Словесный, практический, наглядный;

Беседа, диалог

3 мин

Карточка 1

Что собой представляли рукописные книги?

Карточка 2

Что такое летопись? Кто ее вел?

Расскажите, что в оформлении древних книг напоминает современные книги. Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни?

2. Тест

1. Летопись - это:

а) запись важнейших событий

б) первая рукописная книга

в) славянская азбука

2. На Руси первые книги писали на:

а) папирусе

б) бересте

в) пергамене

3. Славянскую азбуку создали:

а) Минин и Пожарский

б) Кирилл и Мефодий

в) Геродот и Нестор

4. Киноварь - это краска:

а) зеленого цвета

б) оранжево-красного цвета

в) голубого цвета

(Учитель может использовать задания теста 10 «Древняя Русь» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)

3. Повторение

Вспомним некоторые события и людей в истории Древней Руси. От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (От восточных.)

Как звали языческого бога грома и молнии у древних славян? (Перун.)

Как называлась первая столица Древней Руси? (Киев.)

Кто был главой Руси? (Великий князь киевский.)

- Как называлось войско князя? (Дружина.)

Как звали князя, при котором принято христианство? (Владимир.)

- Какой древнерусский город славился своим богатством, которое приумножал за счет торговли? (Новгород.)

- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)

Вступают в беседу с учителем; отвечают на вопросы;

Р.: Адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

П.: Осуществлять синтез как составление целого из частей.

К.: учиться формулировать собственное мнение и учитывать разные мнения и стремится к их координации.

3. Мотвационный

Словесный, наглядный;

беседа, постановка темы и целей урока;

5 мин

Какое сообщение на тему «Как рождается книга в наши дни» вы подготовили?

(Выслушать рассказы желающих.)

III. Самоопределение к деятельности

Под большим шатром

Голубых небес -

Вижу, даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Это стихотворение «Русь» написал известный поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства хотел передать поэт читателям? (Мнение детей.)

А когда враг нападал, то для людей русских какие наступали времена? (Мнение детей.)

Вы догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? (Высказывания детей.)

Тема урока: «Трудные времена на Русской земле». Какую проблему на уроке можем поставить? (Каким испытаниям подвергалась Русь в XIII в. ? Почему люди воюют?)

- Давайте сформируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения.

По данной теме я хотел бы узнать...

Мне это нужно потому, что...

Для этого я должен на уроке...

А изучать данную тему будем по плану.

План

1. Нашествие Батыя.

2. Александр Невский:

а) битва на реке Неве;

б) битва на Чудском озере.

Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах.

Вступают в диалог с учителем, формулируют тему и цели урока;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

4. Усвоение новых знаний

Словесный, наглядный, практический;

Беседа, ответы на вопросы, работа с иллюстрацией;

10 мин

Работа в группах

Зная задачи урока, приступим к их реализации. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

Как будем оценивать работу групп? (Критерии оценки: полнота представленной информации, ясность, точность.)

Этапы работы

2. Распределить задания между членами группы.

3. Найти ответы на вопросы.

4. Пересказать участникам группы.

5. Выступить группой перед классом.

(Первое задание группам - выяснить значения слов. Каждая группа ищет в словаре значения двух слов.)

Монголы - кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

Золотая Орда - государство, созданное монголами после завоевания Руси.

Дань - налог, взимаемый победителем с побежденных.

Хан - правитель Золотой Орды.

Рыцарь - конный воин, защищенный доспехами.

Крестоносцы - рыцари, на одежде и доспехах которых был изображен крест.

(Каждая группа историков-исследователей получает задание.)

Задание для первой группы

Расскажите о монголах. Для этого прочитайте текст «Нашествие Батыя на Русь» и ответьте на вопросы.

1. Кто такие монголы?

2. В чем заключалась сила монгольских племен?

3. Кто возглавлял войско завоевателей?

4. Какое княжество подверглось первому удару?

5. Почему пала Рязань?

6. Какие еще города заняли кочевники?

7. Что вы узнали об обороне Козельска?

8. Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?

9. Подумайте, почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы победили.

Задание для второй группы

- Прочитайте текст «Защита северо-западных рубежей. Князь Александр Невский» и ответьте на вопросы.

1. Какие цели преследовали шведы и немцы?

2. Почему именно это время они выбрали для наступления?

3. Почему Александр одержал победу над шведами?

4. Какое прозвание получил Александр за эту победу?

5. Почему рыцарей называли крестоносцами?

6. Как построили свои войска крестоносцы?

7. Как построил свои войска Александр?

8. Как проходила битва и чем закончилась?

Вступают в беседу, отвечают на вопросы;

Выполняют работу в группах;

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

5. Динамическая пауза

1 мин

Выполнение разминки.

Выполняют разминку вместе с учителем;

6. Закрепление полученных знаний

Практический метод; чтение текста.

Практическое задание, работа в парах;

15 мин

Рассмотрите карту на с. 20. Используя карту на с. 61 учебника, выполните задание.

(Взаимопроверка по учебнику.)

Выполняя задание 3 на с. 21, найдите слова, которые относятся к истории Древней Руси. (Восточная Европа, страна городов, великий князь.)

- Найдите слова, которые относятся к истории монголов. (Азиатская часть Евразии, хан, кочевники.)

Когда Батый напал на Русь? (В 1237г.)

- Впишите даты этих событий, выполняя задание 4 на с. 22.

2. Мозговой штурм

1. Кто напал на Русь в XIII в.? (Монголы.)

2. Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый.)

3. Какой первый русский город оказался на пути завоевателей? (Рязань.)

4. Сколько дней оборонялись рязанцы? (Пять дней, но на шестой день силы защитников иссякли. Монголы, ворвавшись в город, разгромили и сожгли его, все жители погибли.)

5. Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? (Семь недель войско Батыя провело под городом Козельском.)

6. Что случилось с Киевом? (В 1240 г. он был захвачен и разрушен.)

7. Как стало называться государство монголов? (Золотая Орда.)

8. Какая появилась новая угроза? (Опасность исходила от шведов и немцев.)

9. Кто выступил против них? (Молодой новгородский князь Александр.)

10. Какое прозвание он получил после победы? (Невский.)

11. Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище.)

12. Как строились крестоносцы? С какой целью? (Клином. Он пробивал самую крепкую оборону.)

13. Чем закончилась битва 5 апреля 1242 г.? (Крестоносцы оказались в западне, многие из них провалились под лед и утонули.)

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Выполняют работу в группах.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

7. Подведение итогов.

Словесный;

Ответы на вопросы;

Вернемся к главному вопросу урока. Какие испытания обрушились на Русь в XIII в.? (Ответы детей.)

Почему люди воюют? (Желание завладеть чужой территорией. Желание присвоить чужие богатства. Желание иметь власть над людьми. Желание заставить людей другой страны работать на себя.)

Если хотите дополнительно узнать о трудных временах Руси, вы можете почитать об этом в исторических энциклопедиях, в Интернете. Закончить наш урок я хочу словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе - сила!

Никто не справится с тобой!

Записывают домашнее задание.

Л.: владеть общим приёмом решения задач.

П.: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

8. Рефлексия

1 мин

Закончите начатое предложение.

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня я удивился...

Теперь я могу...

Было трудно...

Мне захотелось...

Я поставил себе на уроке отметку..., потому что...

Я считаю, что дома мне надо..., так как...

Домашнее задание

2. Выполнить задания 2, 5 на с. 21-22 рабочей тетради.

3. Написать мини-сочинение «Ледовое побоище глазами очевидцев».

4. Найти дополнительный материал об Александре Невском и сделать сообщение в классе.

Выполняют задание учителя.

К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


У р о к 46. РУСЬ РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ

22.08.2014 4411 0

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о возрождении Руси.

2. Показать заслуги Ивана Калиты.

3. Развивать умение работать с картой.

4. Воспитывать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: историческая карта; родословное дерево московских князей; фотографии Троице-Сергиева монастыря.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевое слово – подсказку названия новой темы урока.

Вопросы к кроссворду:

1. Зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.

2. Столица Древнерусского государства, город Южной Руси, павший 6 декабря 1240 года под натиском монголо-татар.

3. Река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими.

4. Подарки ханам от русских князей.

5. Ханская грамота с правом на княжение.

6. Город Руси, первым подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар.

7. Город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом».

8. Название войска с воинами на конях.

9. Монголо-татарский хан, возглавивший поход на Русь.

10. Столица Золотой Орды.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем о правлении московского князя Ивана Калиты.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит опрос:

– Расскажите о монголо-татарском нашествии на Русь по плану:

а) Кто такие монголо-татары.

б) Кто возглавлял войско завоевателей.

в) Когда захватчики вторглись на Русь.

г) Как оборонялись русские города.

– Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?

Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам.

Тест «Трудные времена на Руси»

1. Поход монголо-татар возглавил хан:

а) Батый ;

б) Чингисхан;

в) Темучин.

2. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а) Рязань;

б) Новгород;

в) Козельск .

3. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) дань ;

4. Первый удар в 1240 году с северо-запада на Русь нанесли:

б) шведы ;

в) монголы.

5. На какой реке разбил шведов князь Александр?

а) Нива ;

6. Когда состоялось Ледовое побоище?

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Александр Невский успешно воевал с крестоносцами, но с монголо-татарами, считал он, нужно вести осторожную, продуманную политику и сохранять мир, чтобы собрать силы для отпора врагу.

Найдите на карте (с. 61 учебника) города Северо-Восточной Руси.

Ученики. Москва, Тверь, Ярославль.

Учитель. Эти города были более безопасными для жизни, так как они далеко располагались от Орды. Прочитайте текст на с. 65–66 учебника «Как возрождалась Русь».

После чтения учитель проводит беседу по вопросам:

– Какие ремесла возрождались в городах Северо-Восточной Руси?

– Как вели себя князья Северо-Восточной Руси? Что строили князья Северо-Восточной Руси в своих городах?

– Какой монастырь возник около города Радонеж?

– Кто основал Троицкий монастырь?

Ученики. В городах Северо-Восточной Руси трудились кузнецы, кожевенники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.

Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми хозяевами. Они ставили новые города, строили мощные крепости.

Около города Радонежа возник Троицкий монастырь. Основал его Сергий, родом из ростовских бояр.

Учитель. Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил, бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть.

И вдруг Варфоломей увидел старца-монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Сергий Радонежский был уверен в победе на Куликовском поле. Это он благословил князя Дмитрия на битву и отпустил туда двух монахов-богатырей Пересвета и Ослябю.

Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда он дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании.

Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиева, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.

Учитель демонстрирует фотографии Троице-Сергиева монастыря.


Учитель. Младший сын Александра Невского, Даниил Александрович, явился основателем Московского княжества, которое становится политическим центром, центром борьбы с монголо-татарским игом. За 3 года территория Московского княжества увеличилась вдвое. Вся Москва-река оказалась в пределах княжества.

Рассмотрите родословное дерево московских князей.

Учитель. Какой князь стал управлять Московским княжеством в 1325 году? Почему его так звали?

В 1325 году московским князем стал Иван по прозвищу Калита. Он при себе носил сумку с медными деньгами (по-древнерусскому калита – сумка, мешок, карман), которые раздавал нищим и убогим.

Давайте познакомимся с текстом «Московский князь Иван Калита» на с. 66–69 учебника.

После чтения учитель проводит беседу:

– Что возводили каменщики на Боровицком холме?

– Какую работу выполняли плотники?

– Как стали называть крепость?

– Что образовалось возле стен Кремля?

– В чем заслуги князя Ивана Калиты?

– Что такое шапка Мономаха?

Ученики. Каменщики возвели на Боровицком холме первые каменные соборы. Умелые плотники обнесли крепость дубовыми стенами вместо прежнего частокола. Крепость стали называть Кремлем. Возле стен Московского Кремля образовалось место для торговли – торжище .

Учитель (дополняет ответы учащихся о заслугах Ивана Калиты).

1. Москва становится центром ремесла торговли.

2. Москва становится центром религиозной жизни. Глава Православной Церкви, Метрополит Петр, приехал в Москву после того, как Иван Данилович выполнил его просьбу, воздвигнув храм Пречистой Богородице.

3. Ивану Калите удалось добиться у татар права сбора дани с русских земель и вывоза ее в Орду. При этом он не забывал про свое княжество, казна его росла так, что он покупал у бедных князей деревни, села и даже города.

4. При нем продолжилось расширение княжества, в состав которого вошли Галич, Углич, Белоозеро.

5. В XIII веке Москва стала центром одного из русских княжеств. В XIV веке великий московский князь Иван Калита спешит укрепить Москву. Строят новые дубовые стены и башни Кремля взамен сгоревших в 1331 г. Отесанные дубовые бревна были огромных размеров. Их диаметр достигал 70 м. Эта крепость прослужила более 25 лет.

6. Московские князья в наследство от Ивана Калиты получили символ власти – шапку Мономаха.

Во время торжественных выходов или приемов московские великие князья и цари обязательно имели при себе особые знаки власти – регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой – державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это и была шапка Мономаха. (Учитель показывает фотографии.)

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале XII века киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником византийскому императору Константину Мономаху. Легенда возникла в конце XV века. Тогда усиливалась власть потомков Владимира – московских князей, и им нужно было обосновать идею, что Москва – «третий Рим», преемница Древнего Рима и Византии.

На самом деле шапка имеет восточное происхождение. Она была изготовлена в XIV веке. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы. Сверху она увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца XVII века, а в 1724 году шапку заменили императорской короной. В истории шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит фронтальный о п р о с:

– Какие земли Руси оказались более безопасными для жизни в начале XIV века?

– Какие города располагались в Северо-Восточной Руси?

– Чем занимались князья этих городов?

– Какие ремесла возродились в этих городах?

– Какой монастырь возник около города Радонежа?

– Кто его основал?

– Кто правил в Москве в те времена?

– Что происходило с Москвой при его правлении?

– Какую политику вел Иван Калита с ханом Золотой Орды?

– Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

– Каковы заслуги Ивана Калиты в истории?

Необходимо заранее подготовить 3 комплекта карточек, разрезать на прямоугольники по жирным линиям.

кириллица

Александр

Мономаха

монголо-
татарский хан

монастырь

князь Олег

Солнышко

князь Владимир

крещение Руси

летописец

славянская
азбука

Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.

Подводятся итоги игры.

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 69 учебника.

Домашнее задание.

С. 65–69. Ответить на вопросы «Проверь себя», выполнить задания

Слайд 2

Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили русских людей. После нападения захватчиков Русь начала медленно собираться с силами. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам.

Слайд 4

Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами. Они ставили новые города и крепости. Постепенно возрож-дались прежние ремёсла. В этих городах труди-лись кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотёсы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.

Слайд 5

Потянулись из города в город купеческие караваны. Спокойно и прибыльно торговали купцы под княжеской защитой.

Слайд 6

Возникали новые монастыри.

Около города Радонежа в середине XIV века возник Троицкий (позднее Троице-Сергиев) монастырь. Основал его Сергий, родом из ростовских бояр.

Слайд 7

В 1337 году сыновья обедневшего боярина Стефан и Варфоломей решили – стать пустынниками. Недалеко от Радонежа на холме Маковец, они поставили в глухом лесу келью и небольшую церковь, посвятив ее Троице. Через некоторое время, не выдержав тяже-лой жизни, Стефан ушел в Московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей, приняв монашеский сан, с именем Сергий остался.

Слайд 8

Вскоре вокруг начали селиться и другие монахи, основав Троицкий монастырь. Уважали на Руси Сергия Радонежского. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Сергий Радонежский вошел в историю не только как основатель монастыря. В 1380 году он благословлял князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

Слайд 9

Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей. Но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда он дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании.

Слайд 10

Московский князь Иван Калита

Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам:

  • Ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра.
  • Он постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи бедным.
  • Слайд 11

    Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и 7 ещё более мелких городов. Но со временем крохотное княжество стало самым большим и сильным среди русских земель.

    Слайд 12

    При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества. Хан был доволен русским князем. Иван Калита не только исправно платил дань и делал богатые подарки, но ещё собирал дань со всей Русской земли. Калита повёл это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнела.

    Слайд 13

    При Калите на 40 лет прекратились ордынские нашествия и погромы. Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех её бедствий – уделы. Он стал собирать и сращивать с Москвой разрозненные части Русской земли. Поэтому его и называют первым собирателем Руси.

    Слайд 14

    Работа по учебнику

    Прочитайте текст на с.66-69 учебника и ответьте на вопросы:

    • Как при Иване Калите стали называть крепость?
    • Какими стенами его обнесли?
    • Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
  • Слайд 15

    В XIV веке великий московский князь Иван Калита спешит укре-пить Москву. Именно в ту пору крепость стала именоваться Кремлём. Возле Кремля образовалось торжище (место торговли) – будущая Красная площадь.

    Слайд 16

    Строят новые дубовые стены и башни Кремля взамен сгоревших в 1331 году. Отёсанные дубовые брёвна были огромных размеров. Их диаметр составлял 70 см. Эта крепость прослужила более 25 лет.