Направление человек и общество. Направление «Человек и общество

Темы итогового сочинения 2017 - 2018

"Человек и общество". Цель данного направления - показать неразрывную связь человека с обществом. Стоит задуматься, какое влияние оказывают на нас окружающие люди, как отражается на нашем мышлении и поведении общение с ними. Оценивая кого-либо, мы не можем не обращать внимание на его положение в обществе. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений общества и человека. Лишается ли чего-то человек отвергающий общество? Почему общество может отвергать людей?

Данное направление ориентировано на две точки зрения: рассмотреть роль отдельно взятого человека в социуме и значимость общества в жизни человека. Люди, по разным причинам, часто отвергают окружение, также и окружение нетерпимо к тем, кто не считается с установившимися в нём правилами . Причинами для подобного отторжения могут быть личные принципы, заблуждения, страх или даже помешанность.

Многие авторы поднимали проблему взаимоотношений между обществом и человеком, актуальную и по сей день. Данное направление нацеливает на рассуждение о том, что же побуждает человека отгородиться от общества, или, напротив, подчиниться общественным законам. Каждый человек - важная часть общества, любой может внести свой вклад. Так как же взаимосвязан человек и социум? Действительно ли так важно быть его частью?

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2017. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление "Человек и общество" раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. Как социум влияет на решения человека?
  2. Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс)
  3. К чему приводит неравенство в обществе?
  4. Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?
  5. Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. (Л. Н. Толстой)
  6. В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
  7. В одиночестве человек - либо святой, либо дьявол. (Р. Бёртон)
  8. Как общество влияет на человека?
  9. Меняются ли общественные нормы?
  10. Человек человеку — волк. (Плавт)
  11. Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
  12. Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
  13. К чему ведет равнодушие общества к человеку?
  14. Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
  15. Как общество влияет на мнение личности?
  16. Почему общество должно помогать обездоленным?
  17. Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
  18. Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
  19. Что такое равноправие в обществе?
  20. Человек не может жить в уединении, ему нужно общество. (И. Гёте)
  21. Может ли человек существовать вне общества?
  22. Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
  23. Как Вы понимаете фразу: «одна голова - хорошо, а две - лучше»?
  24. Что такое толерантность?
  25. Работать для народа - вот самая неотложная задача. (В. Гюго)
  26. Все дороги ведут к людям. (А. Де Сент-Экзюпери)
  27. Всякий, кто любит одиночество, - либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
  28. Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории. (А.С. Пушкин)
  29. Лишь в людях себя познать способен человек. (И. Гёте)
  30. Для чего нужны общественные организации?
  31. Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)
  32. Несет ли общество ответственность за каждого человека?
  33. Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
  34. Какого человека можно назвать опасным для общества?
  35. Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
  36. Почему важно сохранять индивидуальность?
  37. Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов. (Тютчев)
  38. Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
    Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
  39. Может ли человек изменить общество?
  40. Кто такой мизантроп?
  41. Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
  42. В каждом человеке есть что-то от всех людей. Можно ли жить в обществе и быть от него свободным? (Г. К. Лихтенберг)
  43. Ноль - это ничто, но два ноля уже кое-что значат. (С. Е. Лец)
  44. Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
  45. Какова роль личности в истории?
  46. Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  47. Почему человек стремится быть оригинальным?
  48. Человек ответственен перед обществом?
  49. Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»? Чего не хватает современному обществу?
  50. Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом (Д. М. Кэйдж)
    Нужны ли обществу лидеры?
  51. Если каждый - это целый мир, что ж один не может без другого? (Л. И. Болеславский)
  52. Что происходит с человеком, оторванным от общества?
    Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей. (У. Джеймс)
  53. Нужны ли общественные нормы поведения?
  54. Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?
  55. Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить. (Т. Драйзер)
  56. Самая прекрасная жизнь - это жизнь, прожитая для других людей (Х. Келлер)
  57. Без многого человек может обойтись, только не без человека. (К. Л. Бёрне)
  58. Можно ли назвать любого человека личностью?

Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

Человек создан для общества.

Он не способен и не имеет мужества

жить один. (У. Блэкстоун)

Хотим ли мы это признавать или нет, но каждый из нас рождается и воспитывается в коллективе, изменяется, развивается, приобретает те или иные навыки, взгляды, психологию благодаря влиянию других людей. А изоляция привела бы к полной деградации личности или отсутствию личности как таковой в человеке. Почему так происходит, не сложно понять: общество - социальное явление, исторически развивающееся. И человек, включенный в общество, так или иначе «вынужден» перенимать культуру, язык, мораль и взгляды этого объединения людей, становясь носителем их языка, морали и культуры. Как сказал В.И. Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Можно ли жить в обществе людей и не зависеть от их мнения, морали, взглядов, правил, законов, то есть быть свободным? На эти и другие вопросы и отвечает литература, рассматривая человека и общество в единстве.

Ф.М. Достоевский в философском романе «Преступление и наказание» создает образ Родиона Раскольникова, «попытавшегося» противопоставить себя людям, тому социальному окружению, которое, по мнению героя, ломает человека, делает его жертвой, слабой и бессильной. Спасти человека от общественного безумия - именно эта задача приводит Раскольникова к совершенно безнравственной теории о «сильных мира сего», могущих совершать преступления, переступать через общественные законы, то есть жить в обществе и «быть свободным» от него. К таким свободным личностям герой романа отнес и себя. И просчитался: явно безнравственная теория о внутренней и внешней свободе, независимости от людей привела его к нравственным страданиям.

Вспомним Робинзона Крузо (Даниэль Дефо «Остров сокровищ»), оказавшегося на необитаемом острове в силу внешних обстоятельств. Вот, казалось бы, она, такая желаемая свобода! Не получилось «быть свободным от общества». Даже ежедневный труд по обустройству жилища, выращиванию продуктов, добыванию пропитания и одежды не спас героя от одиночества. Желание быть среди людей, желание общения с ними стали для него главной мечтой в новой жизни. Научиться быть свободным от всех он так и не смог.

Конечно, социальные общества многообразны. Их стремления, взгляды, законы тоже. И в литературе противостояние героя обществу - любимая тема

писателей-классиков. Чацкий, Печорин, Базаров, Рудин, даже Ларра с его безнравственностью и себялюбием. Судьба этих героев трагична. Хотя бы потому, что, живя в обществе, они отринули это общество, попытавшись обрести «свободу». Но в том - то и смысл, что каждый из нас, являясь частью общего, должен не отрицать это общее, а бороться за его «чистоту» и нравственность. Как сказал Д. Медведев, общество только тогда станет прогрессивным во всех смыслах, когда каждый из нас станет работать над собой, а не противостоять всем.

(414 слов).

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Человек и общество».





В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?

Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку - волк»?

Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?

Может ли человек существовать вне общества?

Может ли человек изменить общество?

Как общество влияет на человека?

Несет ли общество ответственность за каждого человека?

Как общество влияет на мнение личности?

Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.

Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

Что такое толерантность?

Почему важно сохранять индивидуальность?

Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»

Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?

Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?

Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?

Нужны ли общественные нормы поведения?

Какого человека можно назвать опасным для общества?

Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?

Можно ли назвать любого человека личностью?

Что происходит с человеком, оторванным от общества?

Почему общество должно помогать обездоленным?

Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?

Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»

В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?

Какова роль личности в истории?

Как социум влияет на решения человека?

Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».

Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?

Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?

Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?

Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?

Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?

Один в поле не воин?

Что важнее: личные интересы или интересы общества?

К чему ведет равнодушие общества к человеку?

Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?

Почему человек стремится быть оригинальным?

Нужны ли обществу лидеры?

Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?

Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?

Кто такой мизантроп?

Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?

К чему приводит неравенство в обществе?

Меняются ли общественные нормы?

Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?

Человек ответственен перед обществом?

Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?

Как человек может изменить историю?

Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?

Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?

Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?

Можно ли нарушать общественные нормы?

Каково место человека в тоталитарном государстве?

Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?

Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?

Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?

Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
мужества жить один»?

Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»


Что такое равноправие в обществе?

Для чего нужны общественные организации?

Можно ли утверждать, что что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?

Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?

Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?

Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?

Чего не хватает современному обществу?

Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?

Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?

Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. "Человек и общество".


А.П. Чехов « », « », « », « », «Смерть чиновника», «Вишневый сад»
Ж. Верн «Таинственный остров»
С. Коллинз «Голодный игры»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»
М. Горький «На дне», «Бывшие люди»
А. Камю «Постороний»
Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
У. Грум «Форрест Гамп»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
Э. Хемингуэй «Иметь и не иметь»
В. В. Набоков «Приглашение на казнь»
Е.И. Замятин «Мы»
А. Платонов «Котлован»
Б. Пастернак «Доктор »
Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Г. Маркес «Сто лет одиночества»
Г. Гессе «Степной волк»
Р. Гальего «Белое на черном»
Т. Драйзер «Сестра Керри», «Американская трагедия»
Дж. Стейнбек «Гроздья гнева»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дж. Сэллинджер «Над пропастью во ржи»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
А. Рэнд «Атлант расправил плечи»
Э. Фромм «Бегство от свободы»
И.А. Гончаров «Обыкновенная история»
Ф. Кафка «Процесс»
Ч. Паланик «Бойцовский клуб»

В пьесе показано общество, в котором укоренились домостроевские законы, построенные на старых порядках и обмане. Такие отношения в обществе изжили себя: человек, попавший в это окружение, не может в полной мере показать свои высокие чувства. Все хорошее, что есть в человеке, здесь почти не имеет значения. В городе Калинов процветают старые порядки. Туда не доходит прогресс. А если и доходит, его не признают, не принимают в силу своей ограниченности. В обществе, изображенном в пьесе "Гроза", невозможно жить высоконравственным и прогрессивным людям.

И.С. Тургенев "Отцы и дети"

Для общества чужда идеология нигилизма, которой придерживается Евгений Базаров. "Отцы" не понимают, как можно отрицать то, что уже стало образом жизни целого поколения. Среди молодого поколения есть интерес к идеологии нигилизма, но он вызван только стремлением "детей" казаться модными, идущими в ногу со временем. В итоге Евгений Базаров оказывается одинок в своих убеждениях. Ему чужды взгляды общества, а обществу чужды взгляды героя. Даже Аркадий Кирсанов, называвший себя нигилистом, в конце концов отказывается от данной идеологии. Он решает жить семейной жизнью, свойственной поколению "отцов".

Рэй Брэдбери "451 по Фаренгейту"

Общество утратило книги. Вместе с книгами пропала способность людей мыслить, соотносить события, критиковать. Все стали похожими друг на друга. Человек - подобие робота, живущего по заранее написанному сценарию. А значит, им стало легко управлять. Человек, фактически лишенный чувств и эмоций, не замечает очевидного. Именно поэтому государство борется с книгами, потому что книги - огромный багаж знаний, дающий ответы на все вопросы. Человек, читающий книги с пониманием, способен усомниться в справедливости и необходимости происходящего.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

В знаменитом романе-эпопее изображено общество 19 века. Господствует французский язык: Пьера на самом деле зовут Петр, Элен - Елена. В обществе Анны Павловны Шерер люди не ведут себя по-настоящему. Они со всем соглашаются, признавая истинной господствующую точку зрения. Своего взгляда на мир у них просто нет. Говорят о том, что модно. Причем в самом выгодном свете. Нравственным героям, таким как Пьер Безухов и Андрей Болконский, противно это общество.

А.И. Солженицын "Матренин двор"

О Матрене вспоминали лишь того, когда ее помощь была необходима. О ней не помнили при жизни, не навещали во время болезни (кроме одного человека). Зато когда нужно было помочь колхозу, Матрену звали, а она не отказывала. О Матрене вспомнили после ее смерти, когда речь шла о наследстве. Каждый плакал у гроба. Люди не плакали искренне, они "соревновались" в изображении наибольших страданий по умершей, хотя не помнили о ней при жизни. Таково было общество.

М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"

Прибыв в Москву, Воланд решил посмотреть, изменилось ли московское общество за последние сто лет. В произведении оно показано в сатирическом изображении. Воланд наказывает людей, желающих легко получить деньги или одежду: деньги превратились в обычные бумажки, а одежда и вовсе пропала (по улице ходили голые люди). Воланд сделал вывод: общество не изменилось - люди любили деньги всегда.

И. Бунин "Господин из Сан-Франциско"

Европейская цивилизация не отличается высокой нравственностью. В обществе ценятся только деньги. Пара работает на корабле, "играя" в любовь за деньги. К Господину из Сан-Франциско хорошо относятся при жизни лишь из-за того, что он может платить хорошие деньги. После смерти он уже никому и не нужен. Общество "потерялось", сбилось с верного пути, подменив истинные ценности на жажду к деньгам.

Как подростки понимают законы, по которым живет современное общество?

Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
Фото: proza.ru

Уже на следующей неделе выпускники проверят свои навыки анализа литературных произведений. Смогут ли раскрыть тему? Подобрать верные аргументы? Впишутся ли в критерии оценки? Узнаем совсем скоро. А пока предлагаем вам разбор пятого тематического направления – «Человек и общество». У вас есть еще время воспользоваться нашими советами.

Комментарий ФИПИ:

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество - учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Словарная работа

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой:
ЧЕЛОВЕК - 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. 2. Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением); личность.
ОБЩЕСТВО - 1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. 3. Круг людей, с которыми кто-либо находится в тесном общении; среда.

Синонимы
Человек: личность, индивидуум.
Общество: социум, среда, окружение.

Человек и общество находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать друг без друга. Человек - существо социальное, он создан для общества и с самого раннего детства находится в нем. Именно общество развивает, формирует человека, во многом именно от среды и окружения зависит, каким станет человек. Если в силу различных причин (сознательный выбор, случайность, изгнание и изоляция, применяемые в качестве наказания) человек оказывается вне общества, он теряет часть себя, чувствует себя потерянным, испытывает одиночество, нередко деградирует.

Проблема взаимодействия личности и общества волновала многих писателей и поэтов. Какими могут быть эти отношения? На чем они строятся?

Отношения могут быть гармоничны, когда человек и общество находятся в единстве, могут быть построены на противостоянии, борьбе личности и общества, а могут и на открытом непримиримом конфликте.

Нередко герои бросают вызов обществу, противопоставляют себя миру. В литературе особенно часто это встречается в произведениях эпохи романтизма.

В рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький , рассказывая историю Ларры, предлагает читателю задуматься над вопросом, может ли человек существовать вне общества. Сын гордого вольного орла и земной женщины, Ларра презирает законы общества и людей, придумавших их. Юноша считает себя исключительным, не признает авторитетов и не видит необходимости в людях: «…он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого» . Пренебрегая законами племени, в котором оказался, Ларра продолжает жить так, как жил прежде, но отказ подчиняться нормам общества влечет за собой изгнание. Старейшины племени говорят дерзкому юноше: «Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет », - но это только вызывает смех сына гордого орла, ведь он привык к свободе и не считает одиночество наказанием. Но может ли свобода стать тягостна? Да, обернувшись одиночеством, она станет наказанием, считает Максим Горький. Придумывая наказание за убийство девушки, выбирая из самых суровых и жестоких, племя не может выбрать одного, удовлетворяющего всех. «Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен» , - говорит мудрец. Имя Ларра символично: «отверженный, выкинутый вон» .

Почему же то, что поначалу вызывало смех Ларры, «оставшегося свободным, как отец его», обернулось страданием и оказалось самым настоящим наказанием? Человек - существо социальное, поэтому не может жить вне общества, утверждает Горький, а Ларра, хоть и был сыном орла, но все-таки еще наполовину был человеком. «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Оторванный от общества, Ларра ищет смерти, но не находит ее. Говоря «наказание ему - в нем самом», мудрецы, постигшие социальную природу человека, предрекали юноше-гордецу, бросившему вызов обществу, мучительное испытание одиночеством и изоляцией. То, как страдает Ларра, только подтверждает мысль о том, что человек не может существовать вне общества.

Героем другой легенды, рассказанной старухой Изергиль, становится Данко, абсолютная противоположность Ларры. Данко не противопоставляет себя обществу, а сливается с ним. Ценой собственной жизни он спасает отчаявшихся людей, выводит их из непроходимого леса, освещая путь своим горящим сердцем, вырванным из груди. Данко совершает подвиг не потому, что ждет благодарности и похвалы, а потому, что любит людей. Его поступок бескорыстен и альтруистичен. Он существует ради людей и их блага, и даже в те моменты, когда люди, пошедшие за ним, осыпают его упреками и в сердце его вскипает негодование, Данко не отворачивается от них: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут» . «Что сделаю я для людей?!» - восклицает герой, вырывая из груди пылающее сердце.
Данко - пример благородства и великой любви к людям. Именно этот романтический герой становится идеалом Горького. Человек, по мнению писателя, должен жить с людьми и ради людей, не замыкаться в себе, не быть эгоистичным индивидуалистом, и счастлив он может быть только в обществе.

Афоризмы и высказывания известных людей

  • Все дороги ведут к людям. (А. де Сент-Экзюпери)
  • Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
  • Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Сенека)
  • Всякий, кто любит одиночество, - либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
  • Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)
  • Общество - как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни. (Д. Сантаяна)
  • Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе. (Н. А. Бердяев)
  • Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
  • Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
  • Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
  • Может ли человек изменить общество?
  • Может ли человек существовать вне общества?
  • Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
  • Что происходит с человеком, оторванным от общества?
  • Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
  • Почему важно сохранять индивидуальность?
  • Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
  • Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  • Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
  • К чему ведет нарушение общественных норм?
  • Какого человека можно назвать опасным для общества?
  • Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
  • К чему ведет равнодушие общества к человеку?
  • Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?