Ответственность руководителя за нарушение требований охраны труда. Административные штрафы за нарушения требований охраны труда. Порядок расследования несчастных случаев на производстве

В ТК РФ прописана ответственность за нарушение трудового законодательства для работников и работодателей. О том, какие и в каких случаях применяются меры наказания, читайте в этой статье.

Какая статья ТК РФ регулирует вопросы привлечения к ответственности

Согласно ст. 419 ТК РФ, виновные в нарушении трудовых прав привлекаются к дисциплинарной и/или материальной ответственности в порядке, который устанавливает трудовое законодательство либо другой федеральный закон. Также допускается привлечение виновных к административной и уголовной ответственности в порядке, введенном федеральными законами.

Виды ответственности за нарушение трудового законодательства

В РФ действуют следующие виды ответственности за нарушение трудового законодательства:

  1. Дисциплинарная - наступает для работников за нарушение трудового распорядка, что является дисциплинарным проступком. Выражается в виде дисциплинарного взыскания.
  2. Материальная - наступает для работодателей и для работников в случае нанесения ущерба пострадавшей стороне и состоит в обязанности возместить ущерб. В отличие от ситуации с сотрудником, работодателя могут обязать возместить не только фактически нанесенный ущерб, но и размер упущенной выгоды.
  3. Административная - наступает для руководителя и иных должностных лиц, совершивших административные правонарушения. К виновным применяется административное наказание в виде штрафа.
  4. Уголовная - применяется к руководителям, совершающим самые тяжкие нарушения ТК РФ. Виновным могут временно запретить занимать ряд должностей или вести определенную деятельность.

Стоит отметить: существует еще гражданско-правовая ответственность за нарушения трудового законодательства. Она во многом схожа с материальной ответственностью, однако, в отличие от последней, регулируется нормами не Трудового Кодекса, а федеральными законами и Гражданским Кодексом РФ. Гражданско-правовая ответственность предусматривает для руководителя необходимость возмещения организации или работникам убытков, причиненных его виновными действиями.

Примеры привлечения к разным видам ответственности

Рассмотрим подробнее, при каких нарушениях применяются те или иные виды ответственности и какие предусмотрены наказания.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность для сотрудника наступает при совершении дисциплинарного проступка. Это невыполнение или исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей по вине работника. Согласно абз. 1 ст. 192 закона №197-ФЗ, допустимы следующие виды взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Некоторые категории работников могут подвергаться и другим видам дисциплинарных наказаний. Для них существуют уставы и положения о дисциплине, установленные федеральными законами (Положение о дисциплине работников ж/д транспорта РФ и др.).

Некоторые предприятия вводят штрафы за опоздания, несоблюдение внутреннего дресс-кода. Такие санкции незаконны. В абз. 4 ст. 192 закона №197-ФЗ есть указание о запрете на применение дисциплинарных взысканий, которые не указаны в ТК РФ, уставах и положениях о дисциплине, установленных федеральными законами.

Согласно абз. 5 ст. 193 закона №197-ФЗ, разрешается применять лишь 1 дисциплинарное наказание за каждое нарушение. Вид наказания выбирается, исходя из тяжести проступка и обстоятельств произошедшего.

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства в 2019 году - не обязательная мера. Работодатель вправе не применять взыскание по своему решению (абз. 1 ст. 192 закона №197-ФЗ).

До того, как применить дисциплинарное взыскание, работодателю необходимо затребовать от работника объяснение в письменной форме. Если работник отказывается давать объяснение, это не будет препятствием для применения взыскания. Дисциплинарное взыскание может применяться не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка и не позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам проверки либо ревизии – не позднее 2 лет со дня его совершения.

Материальная ответственность

Материальная руководителя перед компанией состоит в обязанности в полной мере возместить прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 277 закона №197-ФЗ). Еще руководитель возмещает юрлицу убытки, которые возникли по его вине.

Материальная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства в отношении работника возникает при:

  • незаконном лишении сотрудника возможности исполнять служебные обязанности (ст. 234 закона №197-ФЗ);
  • причинении имущественного ущерба работнику (ст. 235 закона №197-ФЗ);
  • задержке выдачи зарплаты или других положенных выплат работнику (ст. 236 закона №197-ФЗ). Об ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы читайте ;
  • нанесении морального вреда сотруднику (ст. 237 закона №197-ФЗ).

В зависимости от обстоятельств нанесения ущерба работодатель вправе принять решение не взыскивать его на основании ст. 240 закона №197-ФЗ.

Административная ответственность

Дополнительный факт

Каждый руководитель владеет информацией о персональных данных своих сотрудников. Разглашение этой информации также может привести к наказанию должностного лица. Его могут привлечь как к административной, так и к материальной, и даже к уголовной ответственности. Больше об ответственности за разглашение персональных данных работодателем читайте .

В КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства. К административным нарушениям относятся следующие:

  • нарушение ТК РФ и законодательства об охране труда (ст. 5.27 КоАП);
  • уклонение от участия в переговорах по вопросам подписания коллективного договора либо нарушение срока его заключения (ст. 5.28 КоАП);
  • непредоставление сведений, необходимых для ведения коллективных переговоров и организации контроля за соблюдением условий коллективного договора (ст. 5.29 КоАП);
  • немотивированный отказ от заключения коллективного договора (ст. 5.30 КоАП);
  • нарушение или отказ от выполнения обязательств по коллективному договору (ст. 5.31 КоАП);
  • уклонение от получения требований сотрудников и от участия в процедурах примирения (ст. 5.32 КоАП);
  • неисполнение условий соглашения (ст. 5.33 КоАП);
  • увольнение сотрудников вследствие коллективного трудового спора и забастовки (ст. 5.34 КоАП);
  • принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке (ст. 5.40 КоАП);
  • нарушение прав инвалидов в части трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП);
  • сокрытие страхового случая (ст. 5.44 КоАП);
  • несоблюдение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ (ст. 18.10 КоАП).

Административная ответственность руководителя за нарушение трудового законодательства (чаще всего это ) заключается в наложении штрафа. Возможна и дисквалификация - лишение человека права работать руководителем, входить в состав совета директоров, вести предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом (ст. 3.11 КоАП).

Дисквалификация применяется в отношении физических лиц, которые выполняют управленческие функции в компаниях. Штрафы за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.28 — 5.33, 5.44 КоАП, могут применяться и к юрлицам - работодателям, и к должностным лицам - их представителями. Штрафы за совершение правонарушений, предусмотренных статьями ст. 5.27, 5.40, 5.42 , применимы лишь к физическим лицам.

О штрафах за нарушение трудового законодательства расскажут в данном видео

Уголовная ответственность

В ряде случаев вводится уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства. К уголовным преступлениям относятся:

  • нарушения правил охраны труда, совершенные по неосторожности и повлекшие за собой нанесение тяжкого вреда здоровью либо смерть работника (ст. 143 УК);
  • немотивированный отказ в трудоустройстве, необоснованное либо матери детей младше 3 лет (ст. 145 УК);
  • задержка зарплаты на срок более 2 месяцев, которая возникла из-за корыстной или другой личной заинтересованности (ст. 145.1 УК).

За совершение этих преступлений вместе с другими видами наказаний допускается лишение виновных лиц права устраиваться на определенные должности либо заниматься некоторыми видами деятельности на срок до 5 лет.

Чтобы получить ответ специалиста, задавайте вопросы в комментариях

Комментарий к статье 24

1. В соответствии со ст. 419 ТК за действия, указанные в комментируемой статье, предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

2. Дисциплинарная ответственность. За нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей, включая обязанность по соблюдению требований охраны труда, предусматривается дисциплинарная ответственность. Так, обязанность работников по соблюдению требований охраны труда закреплена в ст. 15 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (см. комментарий к ст. 15 Закона).

Обязанности лиц, выполняющих функции руководителей, в сфере охраны труда также регламентируются. Нормативной базой для такой регламентации являются помимо ст. 15 Закона также ч. 2 ст. 21 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка и квалификационные характеристики должностей руководителей и служащих, утверждаемые в установленном порядке.

Квалификационные характеристики массовых должностей руководящих работников, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко распространенных на практике, определены Минтрудом России (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. М.: Приор, 2000). Квалификационные характеристики должностей руководителей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются и утверждаются Министерствами (ведомствами).

Из квалификационных характеристик руководителей следует, что в число их должностных обязанностей наряду с осуществлением функции по организации производства и труда входит также обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований охраны труда. Причем осуществление руководителями организационных и контрольных функций базируется на отношении "власть - подчинение": руководитель конкретного уровня в соответствии со своими полномочиями дает указания, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, т. е. используется распорядительный способ воздействия на подчиненных. Именно это позволяет говорить о том, что лица, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда на предприятиях, являются лицами, осуществляющими организационно-распорядительные функции.

В конкретных организациях указанные квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в квалификационные характеристики определенной должности, распределяются между несколькими исполнителями либо пополняются дополнительными обязанностями. Должностные инструкции утверждаются руководителем организации либо его заместителем, в непосредственном подчинении которого находятся подразделение и соответствующие работники, с учетом мнения профсоюзного органа. Именно этими нормативными документами необходимо руководствоваться при решении вопроса о том, за нарушение каких обязанностей по соблюдению требований охраны труда подлежат ответственности лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, включая функции по обеспечению охраны труда.

Определенные должностные обязанности в области охраны труда возлагаются также на специалистов предприятия, что находит закрепление в должностных инструкциях. Например, инженер-энергетик обеспечивает не только бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, но и соблюдение правил и норм охраны труда при производстве указанных работ.

Несоблюдение работниками и лицами, выполняющими организационно-распорядительные функции, а также специалистами по их вине возложенных на них обязанностей в сфере охраны труда является нарушением дисциплины труда (дисциплинарным проступком), за что виновные могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК).

Дисциплинарный проступок может выражаться как в совершении противоправных виновных действий, не соответствующих требованиям специальных норм и правил охраны труда, так и в бездействии (в непринятии мер по предупреждению нарушения требований охраны труда). Действия работника, не выходящие за рамки закона, не могут считаться противоправными. Так, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст. 9 Закона и ст. 220 ТК).

Дисциплинарные проступки рабочих обычно выражаются в том, что ими не соблюдаются установленные инструкциями по охране труда правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках, требования обращения с машинами и механизмами, правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, нарушаются санитарные нормы и т. д.

Наиболее распространенными нарушениями правил охраны труда лицами, наделенными организационно-распорядительными функциями, являются: допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда и прохождения стажировки на рабочем месте с целью приобретения навыков безопасных приемов работы; к управлению внутризаводским транспортом без прохождения обязательного медицинского осмотра; к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований, при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты; а также привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ, запрещенных для них законодательством (к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, к ночным и сверхурочным работам), и др.

Материалами для привлечения к дисциплинарной ответственности у работодателя могут быть результаты проверок со стороны службы охраны труда данной организации или органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Кроме того, уполномоченные должностные лица органов государственного надзора могут давать работодателям обязательные для исполнения предписания о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из следующих видов взыскания, предусмотренных законодательством о труде: замечание, выговор, увольнение с работы (ст. 192 ТК). Причем увольнение с работы может осуществляться как при систематическом нарушении (несоблюдении) требований охраны труда (п. 5 ст. 81 ТК), так и при однократном грубом нарушении трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями (п. 10 ст. 81 ТК). Увольнение работника может иметь место также за нарушение им требований по охране труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. "д" п. 6 ст. 81 ТК).

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда и меры дисциплинарной ответственности за их несоблюдение закреплены также некоторыми уставами и положениями о дисциплине, применяемыми в ряде отраслей хозяйства (например, Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3557).

Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие обладают таким правом лишь в случаях, когда указанные полномочия им предоставлены уставом организации, приказом руководителя и др.

Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего дисциплинарный проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в частности от возмещения материального ущерба организации. Кроме того, дисциплинарное взыскание может сочетаться с лишением в установленном порядке премий, вознаграждений по итогам работы за год и другими мерами, предусмотренными законодательством и коллективным договором.

Согласно ст. 193 ТК до применения к виновному работнику взыскания руководитель организации должен затребовать от него письменное объяснение. При наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, степень вины работника, предшествующую работу и его поведение.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения нарушения требований охраны труда, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. По истечении 6 месяцев со дня совершения проступка применение дисциплинарного взыскания не допускается, за исключением случаев, указанных в данной статье. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в государственные инспекции труда или в комиссию по трудовым спорам, а если она не создана - в суд.

Руководители организации, их заместители привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст. 195 ТК. Исходя из содержания этой статьи, профессиональные союзы или иные представительные органы работников, уполномоченные контролировать соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашений, вправе подать заявление работодателю с указанием на нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, допускаемые руководителем организации (его заместителями).

Работодатель должен в недельный срок рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

За допущенные правонарушения работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

3. Административная ответственность. Лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, и другие работники, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда в организации, допустившие административные правонарушения в сфере охраны труда, подвергаются административной ответственности.

Административная ответственность - это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения - противоправного, виновного действия (бездействия), применяемого в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (п. 1 ст. 3.1 КоАП). Правом привлекать к административной ответственности, как указывалось в комментарии к ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", наделены органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на объектах.

Субъектами такой ответственности могут быть как руководители организаций, так и другие работники, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению руководителя возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований охраны труда, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Нарушение требований охраны труда этими лицами может выражаться как в нарушении своими собственными действиями установленных правил, так и в даче подчиненным указаний, идущих вразрез с правилами (инструкциями) по охране труда, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными им лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг их служебных обязанностей.

Таким образом, к административной ответственности могут быть привлечены как непосредственный организатор работ (мастер, начальник участка), так и лица, обязанные обеспечивать безопасность труда (начальник цеха, главный инженер организации), или одновременно те и другие.

С субъективной стороны нарушение законодательства об охране труда может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Нарушение законодательства о труде и охране труда согласно ст. 5.27 КоАП влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Помимо административного штрафа ст. 3.2 КоАП предусматривает новый вид административного наказания - дисквалификацию.

Административный штраф может быть наложен: главным государственным инспектором труда Российской Федерации, его заместителями; главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации; главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда и другими должностными лицами федеральной инспекции труда и государственных инспекций труда. Административное взыскание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация на срок от одного года до трех лет применяется за нарушение законодательства о труде и об охране труда к лицам, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность, привлечение к которой осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда, установлена также за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП); необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП); нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП); за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП); сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5.44 КоАП).

За совершение указанных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа, выражающегося в кратной величине минимальной оплаты труда.

Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и субъекты такой ответственности предусмотрены ст. 9.1 и ст. 11.20 КоАП.

Рассматривать дела об указанных правонарушениях в соответствии со ст. 23.31 КоАП вправе: руководитель Госгортехнадзора России; руководители управлений и округов государственного горного и промышленного надзора, их заместители и другие должностные лица, указанные в этой статье.

Административная ответственность за нарушение правил использования атомной энергии и порядка учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением их хранения и использования установлена ст. 9.6 КоАП. Дела об ответственности за названные правонарушения согласно ст. 23.33 КоАП рассматриваются руководителем Госатомнадзора России, его заместителями, руководителями территориальных органов Госатомнадзора России, их заместителями и другими должностными лицами, указанными в данной статье.

Меры государственного принуждения в виде административного наказания предусмотрены и за многие другие административные правонарушения, например, за ввод в эксплуатацию топливо - и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах (ст. 9.9 КоАП); за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11 КоАП) и др.

Дела об указанных административных правонарушениях от имени органов госэнергонадзора согласно ст. 23.30 КоАП рассматриваются:

Главным государственным инспектором Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместителем;

Старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору;

Государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Административная ответственность в сфере труда установлена также за нарушение организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, нарушение санитарно-эпидемиологических требований эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП).

Рассматривать дела об указанных правонарушениях от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии со ст. 23.13 КоАП вправе:

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, его заместители;

Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, их заместители;

Главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном), их заместители;

Главные государственные санитарные врачи городов, районов;

Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, их заместители - об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Возбуждение административного производства и привлечение к административной ответственности работодателей и лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции, осуществляются в соответствии с требованиями КоАП (см. гл. 28 - 30 КоАП).

4. Уголовная ответственность заключается в том, что лицо, виновное в совершении преступления, обязано понести наказание - меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда, заключающуюся в лишении или ограничении его прав и свобод.

Возбуждение уголовного дела по факту нарушения требований охраны труда производится прокурором или судьей при наличии повода и оснований.

На практике поводом и основаниями для возбуждения уголовных дел прокурором являются поступающие в органы прокуратуры материалы органов надзора и контроля о нарушениях требований охраны труда, непосредственное обнаружение прокурором нарушений требований охраны труда, содержащих признаки преступления, материалы о происшедших несчастных случаях на производстве, направляемые работодателями в прокуратуру в обязательном порядке, и др.

Виды наказаний за нарушения требований охраны труда, содержащие все признаки состава преступления, закреплены в Уголовном кодексе РФ. Так, за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, согласно ст. 143 УК наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев или исправительными работами на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до одного года. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Субъектами преступления, предусмотренного данной статьей, могут быть как лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, так и руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

В Уголовном кодексе предусмотрена также ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК); прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК); правил безопасности на взрывоопасных объекта (ст. 217 УК); правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК).

Субъектами названных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.

За нарушение требований охраны труда и правил безопасности виновные в этом лица подлежат уголовной ответственности независимо от организационно-правовых форм предприятий, в которых они работают.

Наряду с рассмотренными видами ответственности руководителей и других должностных лиц за нарушение трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, ст. 419 ТК предусматривает также гражданско-правовую ответственность этих лиц. Однако действующим законодательством такая ответственность, предусматривающая определенные меры государственного принуждения, за указанное правонарушение не установлена.

Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не соответствующую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 23 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»).

За нарушение требований охраны труда виновные должностные лица организаций несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность

В ст. 21 ТК РФ написано, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. Он обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, которые являются локальным нормативным актом организации, регламентируют основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора. В частности, работник обязан соблюдать трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечивать безопасность труда.

Согласно ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнения или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применять следующие дисциплинарные взыскания:

    Замечание.

  1. Увольнение по соответствующим основаниям.

Несоблюдение работниками и лицами, выполняющими организационно-распорядительные функции, а также специалистами, возложенных на них обязанностей в сфере охраны труда может также служить основанием для привлечения виновного к дисциплинарной ответственности.

Порядок и условия привлечения виновных к дисциплинарной ответственности регламентированы в ст.ст.189-196 ТК РФ (гл.29 и 30).

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение правил по охраны труда и безопасного ведения работ и трудового законодательства регулируется Трудовым Кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях, принятом 30.12.2001г. (КоАП введён с силу с 1.06. 2002 г.).

Различие между дисциплинарной и административной ответственностью объясняется тем, что ответственность регулируется различными правовыми актами ТК и КоАП.

Дисциплинарная ответственность основана на принципе подчиненности (работодатель и работник) и является условием договора о труде. Административная ответственность - это ответственность внедоговорная, когда административные наказания, предусмотренные КоАП, назначаются должностными лицами, а также судьями и органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Согласно ст. 201 КоАП административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, к которым Кодексом о труде или законом субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Такая ответственность установлена, в частности, за нарушение Трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Здесь важно подчеркнуть, что лица, налагающие административные взыскания, и лица, совершившие административное правонарушение, не состоят между собой в договорных отношениях, они независимы друг от друга, здесь отсутствует принцип подчиненности по работе (службе).

Среди органов и должностных лиц, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях в ст. 23. разд. 12 КоАП названы Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.

Согласно ст.5 разд. 27 КоАП установлено, что за:

1) нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ;

2) нарушение законодательства о труде и об охране труда лицам, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение – влечет дисквалификация от года до трех лет.

Статья 5 разд. 27 КоАП состоит из двух частей: в первом случае вопрос о назначении и наложении административного штрафа и его размеров на должностные лица Федеральной инспекцией труда решается самостоятельно; во втором, лица, предусмотренные в специальном перечне, готовят материалы (составляют протоколы) об административном правонарушении с последующим направлением в судебные органы, которые затем принимают решение об административном наказании.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст. 5.27 и ст.ст. 5.28- 5.34. 5.44 КоАП в праве:

I. ◘ главный государственный правовой инспектор труда РФ;

◘ главный государственный инспектор РФ по охране труда;

◘ руководители структурных подразделений Федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

◘ руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

◘ начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

По административным правонарушениям, предусмотренным частью 2 статьи 5.27 КоАП указанные протоколы, с последующим направлением в суд могут составлять:

◘ заместитель Минтруда и социального развития РФ – главный госинспектор труда РФ;

◘ руководитель департамента госнадзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда – главный государственный правовой инспектор труда РФ;

◘ государственные инспекторы труда (по правовым вопросам и по охране труда), государственные инспекторы труда в субъектах РФ и т.д.

Материальная ответственность

Лица, виновные в нарушении правил охраны труда, приведшем к причинению вреда здоровью работников, несут материальную ответственность перед организацией в порядке регресса (обратного требования), если данная организация возместила вред здоровью пострадавшего работника.

Согласно ч. 3 ст. 238 ТК работники несут материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба и другим лицам.

К таким случаям относится, например, возмещение работодателем утраченного заработка пострадавшему, который выполнял работу в этой организации по гражданско-правовому договору, где не предусмотрено в обязанностях работодателя уплачивать страховые взносы (п.3. ст. 8 ФЗ от 24.07. 1998 г. «Об обязательном государственном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 8 указанного закона непосредственно работодатель (причинитель вреда) возмещает пострадавшим моральный вред в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием.

Возмещая моральный вред, пострадавшему в результате несоблюдения требований охраны труда руководителем организации, работодатель вправе взыскать с него в порядке регресса выплаченные пострадавшему денежные средства.

Руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причинённой организации. Если вред причинен по вине другого работника, то последний несёт материальную ответственность перед работодателем в пределах своего среднемесячного заработка, если иное не предусмотрено Кодексом о труде или иным федеральным законом (ст. 241 ТК).

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав граждан предусмотрены следующими статьями Уголовного кодекса РФ:

─ ст. 143 – нарушение правил охраны труда;

─ ст. 145 – необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение, беременной женщины или женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

─ ст. 215 – нарушение правил на объектах атомной энергетики;

─ ст. 216 – нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ;

─ ст. 217 – нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах;

─ ст. 281 – нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий.

Например, за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежала обязанность соблюдать данные правила, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого, или средней тяжести вреда здоровью человека, согласно ст. 143 УК РФ наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного на период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы до 5 лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без этого.

Субъектами преступлений предусмотренных в ст. 215-218 УК могут быть как руководители организаций и лица, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и работники, которые обязаны соблюдать правила техники безопасности.

Охрана труда - это совокупность правил безопасности на предприятии. Охрана труда является важнейшим элементом трудовой деятельности в любой организации. Российское законодательство регламентирует ответственность за нарушение охраны труда. Наказание делится на четыре вида: дисциплинарное, административное, материальное и уголовное. Виды ответственности за нарушение охраны труда, а также их характеристики будут предоставлены далее.

Дисциплина труда и виды взысканий

Прежде чем начать рассказ о том, какие именно виды ответственности за нарушение требований охраны труда имеются в законе, стоит обратить внимание на понятие "трудовая дисциплина". Согласно российскому Трудовому Кодексу, трудовой дисциплиной называют обязательное подчинение трудящихся лиц установленным правилам поведения на том или ином предприятии. Правила поведения закрепляются в Трудовом Кодексе, коллективном договоре, а также в любых нормативных актах локального типа.

В понятие "трудовая дисциплина" входят трудовой распорядок, особенности приема и увольнения на предприятии, режим работы, отдых и многие другие правила. Если работник нарушает установленные нормы, работодатели вправе применить дисциплинарные взыскания - иначе говоря, наказания. Наказание обязательно должно быть законным, соответствующим Трудовому Кодексу РФ. Так, законодательство предусматривает следующие основные виды наказаний:

  • единичное замечание;
  • выговор работнику;
  • увольнение с места работы.

Все три представленных вида наказаний входят в дисциплинарную ответственность за нарушение охраны труда. Чуть более подробно стоит рассказать об увольнении.

Увольнение как дисциплинарное взыскание

Статья 81 российского Трудового Кодекса закрепляет порядок расторжения договора работодателя с работником по инициативе руководителя организации. В частности, в статье указываются основные причины, которые влекут за собой увольнение. Здесь необходимо выделить:

Вывод здесь можно сделать следующий: несоблюдение правил безопасности является довольно серьезной причиной для увольнения работника. Однако на то должны быть серьезные основания; так, если сотрудник нарушил правила, но серьезных последствий это за собой не повлекло, то начальство не имеет права увольнять сотрудника. Все, что останется сделать работодателю - это возложить на работника ответственность за нарушение охраны труда в виде выговора или замечания.

Стоит отметить, что в случае с нарушениями правил безопасности дисциплинарные взыскания применяются не так уж и часто. Куда более распространенными являются материальные или административные наказания. И тем не менее отметить еще некоторые детали, связанные с дисциплинарным взысканием, все же стоит.

Наложение и снятие взысканий дисциплинарного типа

Статья 193 российского Трудового Кодекса гласит, что работодатель обязан потребовать с работника письменное объяснение произошедшего. Так, сотрудник может написать своему руководителю письмо, в котором укажет причины проблемной ситуации, расскажет о своей виновности или невиновности, попросит не применять взыскание и т. д. При этом работник не обязан составлять подобное заявление. Однако это повлечет за собой, скорее всего, отрицательные последствия. На сотрудника будет возложена ответственность за нарушение охраны труда без всяких расследований.

Дисциплинарное взыскание должно применяться не позднее чем через месяц после совершения проступка. Работодатель издает приказ с информацией о том, что на того или иного работника возлагается ответственность за нарушение требований охраны труда.

А существует ли возможность как-то оспорить решение начальства, чтобы снять наложенное взыскание? Существует несколько способов сделать подобное. Первый - обычное обжалование решения работодателя в государственной трудовой инспекции. Второй способ прописан в статье 194 российского Трудового Кодекса, которая гласит о том, что один год работы в организации без применения взысканий автоматически удаляет возложенную ранее ответственность, после чего история работника остается "чистой". Третий способ - самый банальный, но в то же время самый действенный. Необходимо просто попросить работодателя снять ответственность за нарушение требований охраны труда. Для этого можно попросить ходатайство у представительного органа, непосредственного руководителя и т. д.

Что представляет собой ответственность материального типа?

Материальная ответственность за нарушение правил охраны труда - что это такое? Российский Трудовой Кодекс, в частности 232 и 233 его статьи, гласят о том, что причинение ущерба организации из-за игнорирования требований безопасности влечет наложение на виновное лицо материального наказания. При этом увольнение сотрудника, если таковое последует, не освободит лицо от обязанности оплатить причиненный ущерб.

Привлечь трудящееся лицо к материальной ответственности можно лишь в том случае, если присутствуют следующие обстоятельства:

  • работник совершеннолетний (за некоторыми исключениями);
  • работодателю нанесен явный ущерб;
  • работник действовал незаконно или проявлял бездействие, и его вина в нанесении ущерба доказана.

При этом несовершеннолетние работники все же могут нести материальную ответственность за нарушение законодательства об охране труда - но только в том случае, если они причинили ущерб в состоянии опьянения.

Что подразумевается под действительным материальным ущербом? Это всегда реальное ухудшение рабочего имущества, уменьшение бюджета предприятия и т. д. Материальная ответственность за нарушение правил охраны труда может быть исключена лишь в случае непреодолимой силы, природных катаклизмов или аварий, хозяйственных рисков или просто крайней необходимости.

Работник всегда несет материальное наказание в пределах собственного месячного заработка. Истребование от работника объяснений в письменной форме здесь является обязательным. Материальное взыскание может осуществляться и в суде - но только в том случае, если трудящееся лицо не согласно на добровольное возмещение ущерба.

О полной материальной ответственности трудящегося лица

Статьи 242 и 243 российского Трудового Кодекса гласят об обязанности работника возмещать нанесенный материальный урон в полном размере. Так, закон закрепляет определенные виды случаев, когда сотрудник той или иной организации обязан нести полную ответственность за содеянное. В частности, здесь стоит выделить следующие моменты:

  • в соответствии с трудовым российским кодексом полная ответственность работника за нарушение требований охраны труда происходит в случаях, когда работодателю нанесен значительный урон при исполнении трудовых обязанностей;
  • присутствует факт кражи некоторых материальных ценностей, закрепленных за работником по специальному договору;
  • причинен ущерб в состоянии опьянения любого типа;
  • причинен материальный ущерб в ходе преступных действий, или же в ходе совершения административного проступка;
  • существует факт разглашения государственной или коммерческой тайны;
  • ущерб причинен в результате бездействия.

Отдельно стоит отметить существование так называемой коллективной или бригадной ответственности материального типа - когда оплатить причиненный ущерб обязан не один человек, а весь коллектив. Ответственность такого рода закрепляется на некоторых предприятиях в соответствии с локальными нормативными актами.

Административные наказания

Что представляет собой административное наказание? Это любое правонарушение или противоправное деяние, занесенное в Кодекс об административных правонарушениях. Административная ответственность за нарушение охраны труда прописана в статье 5.27.1 представленного закона. Речь идет о нарушениях требований охраны труда, закрепленных в законах РФ. Здесь стоит отметить следующие случаи нарушений:


Из всего вышесказанного можно заключить, что административное взыскание гораздо чаще затрагивает именно работодателей, а не работников. Решения же о наложении штрафов принимают специальные инспекторы или работники органов по государственному надзору. Если административное правонарушение допустил простой рабочий, то инициатором дела о правонарушении административного типа будет работодатель.

Протокол о правонарушении административного типа

При совершении правонарушения административного типа в отношении виновного лица составляется протокол. Это специальный документ, в котором указываются место и дата составления протокола, информация о нарушителе, адрес его места жительства, нарушенная статья КоАП и прочие данные. Физические лица имеют полное право на ознакомление с протоколом и на замечания по его содержанию. Виновный гражданин может отказаться от подписания документа.

  • предупреждение (официальное порицание юридического или физического лица, производится в письменной форме);
  • изъятие предмета правонарушения;
  • административный штраф (соразмерно минимальной оплате труда);
  • лишение специального права физического лица;
  • дисквалификация (лишение возможности занимать высшие должности);
  • административный арест;
  • административное приостановление рабочей деятельности.

Следственно, административная ответственность работника за нарушение охраны труда включает в себя довольно большое количество наказаний.

Ответственность уголовного типа

За неисполнение правил охраны труда на работника может быть возложена дисциплинарная или материальная, а иногда - административная ответственность; но очень редко сотрудник совершает нечто такое, что попадает под статью Уголовного кодекса РФ. Для этого действительно нужно "постараться". Что представляет собой уголовная ответственность за нарушение охраны труда на предприятии? Какие именно виды наказаний здесь стоит выделить? Об этом далее.

Согласно статье 44 российского Уголовного кодекса, выделяются следующие виды наказаний:

  • обязательные работы;
  • свобода гражданина ограничивается;
  • гражданин лишается свободы;
  • гражданин лишается прав осуществлять профессиональную деятельность.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда грозит работнику в следующих случаях:

  • кто-то получает тяжелую травму;
  • кто-то получил травму, несовместимую с жизнью.

За смерть одного человека по неосторожности, законом предусмотрены следующие виды наказаний:

  • принудительные работы продолжительностью до 4 лет;
  • лишение гражданина свободы продолжительностью до 4 лет.

За смерть двух и более человек по неосторожности:

  • работы принудительного типа до 5 лет;
  • лишение свободы до 5 лет и лишение возможности заниматься профессиональной деятельностью до 3 лет.

Таким образом, если нарушение правил безопасности имело своим следствием получение тяжелых травм у сотрудников, или же и вовсе чью-то смерть, то в отношение виновного гражданина будет незамедлительно возбуждено уголовное дело.

Нарушения на строительных и горных объектах

Одно из самых распространенных мест, где чаще всего нарушаются требования охраны труда - стройка и места по добыче полезных ископаемых. Ст. 216 УК РФ как раз регулирует подобные ситуации. Какая ответственность за нарушение охраны труда на строительных и горных участках устанавливается российским законодательством? В Уголовном кодексе даются указания на следующие ситуации:


Отдельно стоит указать на понятие "крупного ущерба". Согласно действующему законодательству, ущерб именуется крупным лишь в том случае, если его сумма превышает полмиллиона рублей.

Таким образом, нарушения правил безопасности на строительных и горных объектах регулируются в отдельном порядке. То же касается взрывоопасных и пожароопасных предприятий. Что здесь можно выделить?

Нарушение безопасности на пожароопасных объектах

Ответственность должностных лиц за нарушение охраны труда на взрывоопасных и пожароопасных объектах регулируется статьями 217 и 219 российского Уголовного Кодекса. В соответствии с законом здесь выделяются следующие типы ситуаций:


Статьи 218 и 226 УК РФ закрепляют наказание до трех лет ограничения свободы за нарушение хранения, перевозки, использования и учета взрывчатых и пожароопасных веществ. Незаконное приобретение, транспортировка или сбыт подобных веществ влекут лишение гражданина свободы продолжительностью до четырех лет. Если же речь идет о хищении взрывоопасных или пожароопасных веществ, то наказанием будет срок до восьми лет лишения свободы.

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП РФ. Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.


В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае - это будут лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм по охране труда. КоАП РФ в статье 2.4 дает определение должностного лица.


Должностное лицо - это лицо «постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».


Руководители, работники других организаций, индивидуальные предприниматели, в случае совершения ими административного правонарушения, связанного с выполнением ими организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций будут нести административную ответственность как должностные лица.


Нарушение законодательства об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины. Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.


В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Верховный Суд Российской Федерации (далее - Постановление Пленума ВС РФ №5) разъясняет, что:


«В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности».


Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, согласно части 2 статье 2.1 КоАП РФ, в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.


Ответственность, предусмотренная по статье 5.27 КоАП РФ:

  1. Нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;
  2. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  3. на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  4. нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВС РФ №5:


«В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц».


Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.


Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.


Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.


Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:

  1. угрозы жизни либо здоровью людей;
  2. возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  3. наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  4. причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  5. совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  6. в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.


В части второй статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания - дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:


Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11. КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.


Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.


Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.


Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.


Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  1. на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
  2. на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  3. на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.


Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей - причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.