По для создания 3d моделей. Лёгкость в обучении

Существует достаточно много программ для трехмерного моделирования, так как оно активно применяется во многих областях. Кроме этого, для создания 3D-моделей можно прибегнуть к специальным онлайн-сервисам, предоставляющим не менее полезные инструменты.

На просторах сети можно найти немало сайтов, позволяющих создавать 3Д-модели в режиме онлайн с последующим скачиванием готового проекта. В рамках данной статьи мы расскажем о наиболее удобных в использовании сервисах.

Способ 1: Tinkercad

Данный онлайн-сервис, в отличие от большинства аналогов, обладает максимально упрощенным интерфейсом, во время освоения которого у вас вряд ли возникнут вопросы. Более того, прямо на сайте можно пройти полностью бесплатное обучение основам работы в рассматриваемом 3D-редакторе.

Подготовка

  1. Чтобы использовать возможности редактора, нужно зарегистрироваться на сайте. При этом если у вас уже есть аккаунт Autodesk, можно воспользоваться им.
  2. После авторизации на главной странице сервиса нажмите кнопку «Создать новый проект» .
  3. Основная зона редактора вмещает в себя рабочую плоскость и непосредственно сами 3Д-модели.
  4. С помощью инструментов в левой части редактора вы можете масштабировать и вращать камеру.

    Примечание: Зажав правую кнопку мыши, камеру можно перемещать свободно.

  5. Одним из самых полезных инструментов является «Линейка» .

    Для размещения линейки необходимо выбрать место на рабочей области и кликнуть левой кнопкой мыши. При этом зажав ЛКМ, данный объект можно перемещать.

  6. Все элементы будут автоматически прилипать к сетке, размеры и вид которой можно настроить на специальной панели в нижней области редактора.

Создание объектов

  1. Для создания каких-либо 3D-фигур используйте панель, размещенную в правой части страницы.
  2. После выбора нужного объекта щелкните в подходящем для размещения месте на рабочей плоскости.
  3. Когда модель отобразится в основном окне редактора, у нее появятся дополнительные инструменты, используя которые фигуру можно перемещать или видоизменять.

    В блоке «Форма» вы можете установить основные параметры модели, что касается и ее цветовой гаммы. Допускается ручной выбор любого цвета из палитры, но текстуры использовать невозможно.

    Если выбрать тип объекта «Отверстие» , модель станет полностью прозрачной.

  4. Кроме изначально представленных фигур, вы можете прибегнуть к использованию моделей с особыми формами. Для этого откройте раскрывающийся список на панели инструментов и выберите нужную категорию.
  5. Теперь выберите и разместите модель в зависимости от ваших требований.

    При использовании разных фигур вам будут доступны несколько отличающиеся параметры их настройки.

    Примечание: При использовании большого количества сложных моделей производительность сервиса может падать.

Стиль просмотра

Завершив процесс моделирования, вы можете изменить представление сцены, переключившись на одну из вкладок на верхней панели инструментов. Не считая основного 3D-редактора, к использованию доступно две разновидности представления:


Как-либо воздействовать на 3D-модели в таком виде невозможно.

Редактор кода

Если вы владеете знанием скриптовых языков, переключитесь на вкладку «Shape Generators» .

С помощью представленных здесь возможностей можно создавать собственные фигуры, используя JavaScript.

Создаваемые фигуры впоследствии могут быть сохранены и опубликованы в библиотеке Autodesk.

Сохранение


Сервис отлично подойдет для реализации несложных проектов с возможностью организации последующей 3D-печати. При возникновении вопросов обращайтесь в комментариях.

Способ 2: Clara.io

Основное предназначение этого онлайн-сервиса заключается в предоставлении практически полнофункционального редактора в интернет-обозревателе. И хотя данный ресурс не имеет стоящих конкурентов, воспользоваться всеми возможностями можно только при покупке одного из тарифных планов.

Подготовка

  1. Чтобы перейти к 3D-моделированию с помощью этого сайта, необходимо пройти процедуру регистрации или авторизации.

    Во время создания нового аккаунта предоставляется несколько тарифных планов, включая бесплатный.

  2. После завершения регистрации вы будете перенаправлены в личный кабинет, откуда можно перейти к загрузке модели с компьютера или созданию новой сцены.
  3. Модели могут быть открыты лишь в ограниченном количестве форматов.

  4. На следующей странице вы можете воспользоваться одной из работ других пользователей.
  5. Для создания пустого проекта нажмите кнопку «Create Empty Scene» .
  6. Настройте рендеринг и доступ, дайте вашему проекту название и щелкните по кнопке «Create» .

Создание моделей

Начать работу с редактором вы можете путем создания одной из примитивных фигур на верхней панели инструментов.

Полный список создаваемых 3D-моделей вы можете посмотреть, открыв раздел «Create» и выбрав один из пунктов.

Внутри области редактора можно вращать, перемещать и масштабировать модель.

Для настройки объектов используйте параметры, размещенные в правой части окна.

В левой области редактора переключитесь на вкладку «Tools» , чтобы открыть дополнительные инструменты.

Возможна работа сразу с несколькими моделями путем их выделения.

Материалы


Освещение


Рендеринг


Сохранение


Благодаря возможностям этого сервиса можно создавать модели, мало чем уступающие проектам, сделанным в специализированных программах.

3 D- моделирование персонажей - это процесс создания виртуальной трехмерной модели персонажа с помощью специального программного обеспечения. 3 D -анимация позволяет «оживить» 3 D -модели персонажей и населить ими виртуальные миры.

3 D -модели имеют ряд преимуществ над 2 D- графикой, особенно при создании игр, фильмов или мультиков. Самыми значимыми достоинствами 3 D- персонажей являются:

  • реалистичность : с помощью 3 D -модели можно добиться любого уровня детализации - от простой схематичности до фотографической точности;
  • свобода анимации : персонажем легко управлять - он будет выполнять любые действия и для этого его не нужно перерисовывать в разных позах;
  • простота работы : программы позволяют менять модель с помощью нескольких движений мышки;
  • визуализация : объемная компьютерная модель выглядит гораздо красочнее, чем 2 D рисунок.

3D-модели персонажей: области применения

3 D -моделирование персонажей имеет применение во многих областях. Рассмотрим на красочных примерах.

PC и Flash игры

Самое широкое применения 3 D- моделирование персонажей находит в создании героев для игр - от больших настольных для PC или приставок до Flash -игры онлайн или для мобильных устройств. 3 D- игры динамичные и красочнее выглядят, что позволяет найти больший отклик среди игроманов.

В 1992 году вышла первая 3 D -action игра Wolfenstein от id Software, а в 1993 эта же компания заложила основы жанра 3D-шутера , выпустив игру Doom. Сейчас этот жанр компьютерных игр очень популярен.

Персонажи всех наиболее известных игр выполнены с использованием 3 D моделирования и анимации . Среди них герои Call of Duty, Wiedźmin ( Ведьмак ), Fallout, Portal, Assassin’s Creed, Resident Evil, The Legend of Zelda, Battlefield, Mass Effect, Far Cry, Prince of Persia, Deus Ex, Diablo .

Культовая игра Rayman прошла путь от 2D-платформера в 1995 году до версии Rayman Origins - 3D-игры с яркой графикой в 2013 году. Главный персонаж Рэйман в своей 3D-версии расширяет границы свободы действия, дополняя игровой процесс новым опытом.

Кинематограф

3 D- моделирование стало неотъемлемой частью кинематографа - фильмы и мультфильмы полны 3 D- персонажей . Иногда это полностью вручную смоделированная фигура, которой придают анимацию с помощью специального программного обеспечения. В иных случаях 3 D- модель получает «движение» благодаря технологии motion caption (захват движения с живого человека). 3 D -модели персонажей стали также очень популярными при создании анимационных мультфильмов, упрощая управление персонажами, делая их более гибкими и подвижными.

Слева: технология motion caption в фильме «Планета обезьян». Справа: 3D-моделирование персонажей (фильм «Гарфилд», мультфильм «Зверополис»).

При создании 3 D- персонажей для фильмов используется мощное оборудование. Например, на обычном компьютере рендеринг одного из персонажей фильма «Трансформер» мог бы занять несколько лет.


Реклама

3 D- моделирование персонажа также является популярным приемом в рекламе. Многие бренды заказывают разработку фирменных персонажей. Недостатком 2 D- графики является то, что смена плана требует новой перерисовки персонажа. При трехмерном моделировании персонаж можно показывать с разных сторон, менять его позы всего лишь вращая 3 D- модель в программе. 3 D- рекламные ролики смотрятся ярче и позволяют реализовать больше идей.

Известные бренды постоянно используют в своих рекламных роликах 3 d модели персонажей . К своему 75-летию M & M ’ s выпустили рекламу, где можно посмотреть эволюции их героев.

Популярные программы для моделирования персонажей

Программы для моделирования персонажей еще называют программами для цифровой скульптуры - процесс создания моделей имитирует процесс лепки.

ZBrush

ZBrush вооружает моделлера кистью, которая рисует штрихами с глубиной. Одновременно с лепкой можно и разукрашивать объект. Важным преимуществом программы является автоматическое добавление теней и бликов, выглядящих натурально без вмешательства моделлера. Процесс рендеринга обычно происходит в реальном времени и художник сразу видит результат работы.

Blender

Один из немногих бесплатных редакторов для создания 3 D- моделей . Не смотря на это, используется для коммерческих проектов - фильмов и мультипликации, среди которых «Big Buck Bunny», «Бунт пернатых» и «Sintel». Программа также имеет режим лепки, позволяет создавать скелетную анимацию , имеет функцию создания игр.

Программы от Autodesk

Autodesk предлагает большой выбор программ для создания трехмерных моделей и анимации , которые имеют схожие функции (3Ds Max, Maya ). Однако Mudbox - специализированная программа, которая предоставляет художникам интуитивный набор инструментов для создания и модификации высокополигональных 3 D -персонажей . Напоминает работу с глиной и красками.

Создание персонажа в 3 D Max и других программах от Autodesk требует от моделлера профессиональных навыков и глубокого понимания принципов работы самой программы. Поэтому программное обеспечение для трехмерного моделирования от Autodesk не рекомендуется использовать новичкам.

Cinema 4D

Имеет простой интерфейс и в тоже время поддерживает анимацию и рендеринг высокого качества. Пакет MOCCA специально разработан для работы с персонажами и включает в себе набор инструментов, которые позволяют создавать анимацию и передавать динамику мягких и твердых тел. В программе есть модуль для работы с реалистичными волосами и встроена система работы с частицами.

3d моделирование персонажей: лучшие видеоуроки

На случай, если вы уже вдохновились на создание своего 3 D- героя, мы составили подборку лучших видоуроков для освоения 3 D- моделирования персонажей.

Создание снеговика в Blender

Освоение 3 D- моделирования лучше всего начинать с работы над объектами, которые состоят из простых геометрических форм. На примере снеговика новички легко могут освоить программу Blender . Ценность урока в том, что он очень простой и все интуитивно понятно. К тому же в сети есть много изображений этого известного снеговика, что поможет лучше его представить:

  • часть 1 - моделирование головы и глазниц;

Пространственная графика давно получила огромный спрос и широкое распространение в мире современных технологий. 3Д-модели популярны и часто используются архитекторами и дизайнерами. Без компьютерной графики не выходят в прокат киноленты, обладающие яркими, реалистичными и красивыми спецэффектами. А еще красочная реклама, компьютерные игры и телевизионные передачи с красивым графическим оформлением. Впрочем, применений 3D-графики можно найти огромное количество.

Программы для 3D-моделирования

Однако от пользователя трехмерное моделирование требует специализированных, серьезных знаний и умения пользоваться специальными приложениями для создания пространственной графики. Таких программ современный рынок компьютерных инструментов имеет достаточно много. Их различают по функциональному предназначению, сложности обучения и стоимости. Но для многих пользователей-любителей существует довольно большое количество отличных бесплатных редакторов, вполне подходящих для работы дома.

В данной статье собраны самые лучшие программы для 3д-моделирования. Большинство из этих инструментов имеет подробные руководства пользователя и готовые опытные образцы для помощи в создании собственных проектов. В зависимости от насущных потребностей вы сможете выбрать трехмерные редакторы и для новичков-любителей, и для серьезных специалистов.

Google SketchUp 2017

Простое в использовании приложение Google SketchUp поможет научиться создавать трехмерные модели жилых зданий, крыш, ангаров, пристроек, гаражей и даже космических ракет. Google SketchUp - программа для 3Д-моделирования начинающим и отличный способ понять, нравится ли вам пространственное моделирование. С ее помощью легко добавляются детали, меняется текстура и размеры моделей различных объектов с большой точностью.

Утилита SketchUp позволяет:

  • для отделки и простого просмотра внутренних деталей делить трехмерные модели на части;
  • рисовать, измерять, редактировать, масштабировать и вращать геометрические фигуры;
  • добавлять к модели готовые элементы, такие как окна, деревья, автомобили, люди и т. д.;
  • создавать для модели новые текстуры или применять готовые;
  • смягчать, ретушировать черты лица;
  • совершать веб-экскурсии;
  • размещать имитированные видеокамеры;
  • создавать презентационные экскурсии;
  • экспортировать 2D-модели в трехмерные графические файлы;
  • распечатывать изображения моделей;
  • с помощью языка Ruby разрабатывать дополнительные приложения для программы.

Профессиональным дизайнерам специальная версия SketchUp даст возможность разрабатывать и анализировать сложнейшие дизайнерские объекты. Возможности программы безграничны. Это и создание объемных моделей городов, и моделирование всего, что только можно представить: от ремонта в вашей гостиной до новых, придуманных предметов мебели. SketchUp превращает в удовольствие трехмерное моделирование: высококачественное и мощное программное обеспечение принесет настоящее удовольствие при использовании. Возможности и инструменты интерфейса программы интуитивно понятны, как отмечают миллионы пользователей.

Приложение Blender

Программа для 3Д-моделирования на русском Blender является совершенно бесплатным пакетом создания компьютерной графики. Понятный и продвинутый интерфейс легко адаптируется и перераспределяется всеми элементами под себя, чтобы все необходимые инструменты постоянно были под рукой. Приложение позволит с помощью большого ассортимента инструментов осуществлять детальное проектирование моделей и проработку их объемных видов. Преобразование любой модели в управляемый трехмерный персонаж стало намного проще благодаря сложным алгоритмам вычисления деформации.

Для создания анимации эта программа также прекрасно подойдет. Инструментами программы могут быть обработаны как простые действия, например циклы передвижения персонажа, так и сложные - движение губ при разговоре. Динамические и сложные объекты, которые взаимодействуют с окружающей средой и друг с другом, теперь легко настраиваются и управляются.

Ключевые особенности и функции

  • огромное количество установок экрана с гибким и конфигурируемым размещением окна;
  • настраиваемые темы;
  • современный неблокирующий и неперекрывающий интерфейс пользователя, совместимый со всеми платформами;
  • функция отмены действий на всех уровнях;
  • многоязыковой перевод с поддержкой сглаживания шрифтов;
  • встроенный текстовый редактор для редактирования скриптов Python и аннотаций;
  • действительно работающий автоматический скиннинг;
  • быстрая скелетная анимация;
  • зеркальное редактирование;
  • для смешивания отдельных действий имеется функция редактора нелинейной анимации;
  • анимационный редактор персонажей;
  • для специальных и традиционных эффектов анимации есть скрипт Python;
  • автоматическое редактирование, воспроизведение и смешивание для звуковой синхронизации;
  • преграды окружающей среды;
  • панель предварительного просмотра для отдельных участков и многое другое.

Программа 3DMonster

Большинство современных пространственных редакторов являются громоздкими, требовательными к системным ресурсам и дорогостоящими приложениями. Для тех, кто только начинает изучать 3Д-моделирование и пока не способен работать с профессиональными программами, был создан этот инструмент. Он позволяет создавать не только собственные графические трехмерные объекты, но и без специальных знаний в области проектирования записывать небольшие анимационные фильмы. 3DMonster отлично справляется со своей задачей, несмотря на то, что не обладает красивым графическим интерфейсом, множеством настроек и набором дополнительных средств.

Редактор имеет в комплекте подробную справочную библиотеку, описывающую основные возможности и функции, и нетребователен к конфигурации компьютера. В него легко можно импортировать модели из других файлов. В общем, это отличный выбор для пользователя, которому необходим функциональный и простой трехмерный редактор. Программа для 3Д-моделирования на русском языке 3DMonster умеет свободно вращать активные объекты и работать с анимированными масками.

Ключевые функции и особенности

  • выходная маска может достигать разрешения 10000 х 10000 точек;
  • приятный многоязыковой интерфейс;
  • возможность импорта трехмерных объектов из файлов 3DS;
  • для анимированных стереограмм - создание анимированных масок глубины;
  • свободное перемещение и вращение трехмерной модели;
  • сохранение в формате BMP статических масок глубины;
  • установка параметров вращения трехмерных объектов для создания анимированных масок.

Система автоматизированного проектирования VariCAD

Этот инструмент в основном предназначен для инженерного проектирования. Дополняя мощный функционал 2Д-черчения и 3Д-моделирования, программасодержит обширную библиотеку стандартных механических деталей и все необходимые расчеты для них. Эта утилита позволяет разработчикам проектов быстро создать, модифицировать и просчитывать стоимость модели. Хорошая функциональность, отличные характеристики и интуитивно понятный простой интерфейс сделали VariCAD одной из лучших систем на рынке продуктов автоматизированного проектирования.

Особенности и функции

  • Библиотека базовых трехмерных фигур (цилиндры, конусы, призмы, и т. д.) легко модифицируются путем вращения, подъема, выталкивания профиля и изменения оригинальных параметров. Образование более сложных фигур компоновкой нескольких простых.
  • Разработка графического интерфейса направлена на создание интуитивного и быстрого трех- и двухмерного ориентирования. Тщательно подогнанный разработчиками интерфейс и доработанные мельчайшие детали максимально усовершенствовали все функции и инструменты. Можно начать создание компьютерной модели, а в процессе проектирования использовать ее для получения чертежей. Пространственное моделирование приближено максимально к реальности.

  • Программа подсчитает размеры на 2Д-чертежах, объем, размеры плоскости, массу, крутящий момент и центр тяжести.
  • С помощью VariCAD удобно провести различные изменения соединительных деталей. Переопределенная деталь автоматически изменится во всех файлах и копиях.
  • Библиотека стандартных деталей содержит такие детали, как гайки, заглушки, штифты, болты, шпонки, шпильки, подшипники, прокладки, вытянутые и вальцованные детали, а также пневматические, электрические и гидравлические обозначения.
  • Формат файлов программы совместим с другими редакторами автоматизированного проектирования. При этом можно конвертировать файлы как по отдельности, так и группой.

Редактор Domus Cad

Это приложение предназначено в основном для профессиональных архитекторов, дизайнеров и модельеров. Благодаря нему можно проектировать здания, дворы и прочие сооружения с учетом формы ландшафта и рельефа. А еще данную программу можно использовать для разработки интерьера. В нее встроено большое количество текстур и профилей для моделирования полов, крыш, лестниц и стен. Быстрое переключение между двухмерным и трехмерным видами активной модели является интересной особенностью программы.

Кроме того, с помощью Domus.Cad вы легко составите базовый набор строительных перечней и документов с понятными маркировками для каждого элемента. Новичок, пожелавший ознакомиться с редактором, не сможет оценить все возможности программы и, скорее всего, ничего не поймет в ее интерфейсе. В целом программа 3Д-моделирования Domus.Cad - это отличное средство для пространственного моделирования в режиме реального времени.

Функции и ключевые особенности

  • шесть встроенных тем интерфейса;
  • поддержка плагинов;
  • поддержка жестов мышью;
  • средства для настройки правильной трассировки солнечных лучей;
  • множество трехмерных профилей с трубами и округлыми поверхностями;
  • наличие пошаговых интерактивных руководств по работе с редактором в режиме реального времени;
  • возможность быстрого заполнения поверхности обоями или плиткой.

Программа для 3Д-моделирования дома Envisioneer Express (Cadsoft ExpressView)

Это превосходный графический редактор трехмерного и двухмерного моделирования, который предназначен для создания интерьера и дизайна жилых строений. С его помощью любой пользователь, даже не обладающий профессиональными навыками и знаниями в области графики и черчения, легко создаст план собственного дома с придомовой территорией и украсит его по своему желанию.

Функционал данного приложения оснащен большим количеством различных инструментов, воспользовавшись которыми, вы быстро и легко нарисуете двухмерный план своего будущего дома. Необходимо указать точные размеры, отметить все перегородки и несущие стены, установить оконные и дверные проемы, разместить лестницы между этажами и, конечно, поставить крышу. Кроме того, можно сразу разметить всю придомовую территорию и спроектировать в необходимых местах все газоны, дорожки, места для заборов и калитки. После этого специальной функцией готовый макет преобразуется в полноценную трехмерную модель. По необходимости меняется режим просмотра: от отображения просто каркаса объекта до полностью реалистичного вида с визуализацией всех текстур. Готовые проекты программы в специальных файлах формата BLD можно сохранять на жесткий диск или распечатывать. Также можно просматривать готовые дизайнерские проекты, которые созданы в других графических редакторах.

AutoCAD

Программа 3Д-моделированияAutoCAD является известным чемпионом среди автоматизированных систем проектирования. Своим пользователям она предоставляет вместе с гибкими инструментами концептуальный 3D и 2D-дизайн для создания проектной документации. Увеличивается общая продуктивность работы над разными проектами благодаря сверхмощному механизму построения моделей. Она одинаково хорошо подойдет архитекторам, инженерам и дизайнерам.

AutoCAD позволяет настраивать и создавать любые объекты. Имеет хорошую функциональность в плане трехмерного моделирования. Кроме того, редактор уменьшает затраты времени на проектирование функцией параметрического черчения. Генерация документации является другой сильной функцией и очень важна в инженерном деле. Разработчиками последней версии AutoCAD представлен роскошный интерфейс в виде ленточной модели. Программа требует современной конфигурации компьютера и довольно продолжительного времени на процесс установки. Именно это условие большинство пользователей относит к недостаткам программы, а еще дороговизну профессионального издания. Из-за высокой стоимости большинство людей знакомятся с программой на практических занятиях в вузах.

Редактор Sweet Home 3D

Эта простая и совершенно бесплатная программа для 3Д-моделирования домов на русском поможет создавать дизайны интерьеров в трехмерной проекции. В функционал утилиты входят все необходимые инструменты для создания плана будущей квартиры, расстановки мебели и добавления других всевозможных мелочей. В библиотеке программы обширный каталог образцов дверей, окон, лестниц, ограждений и прочего, что можно разместить по своему усмотрению. Модели интерьера постоянно обновляются. Их также можно бесплатно скачивать с официального сайта разработчика. К приятным особенностям программы относят полностью русифицированный интерфейс.

Функциональные особенности:

  • возможность импортирования виртуальных объектов, а также всего плана дома;
  • несколько режимов просмотра (вид сверху, вид глазами виртуального человека);
  • расширение функционала программы наличием плагинов;
  • разбивка по категориям всей мебели;
  • печать проекта;
  • построение деталей интерьера на сайте разработчика.

В данной статье представлены программы для 3Д-моделирования, среди которых можно встретить как специализированные редакторы для автоматизированного проектирования, так и профессиональные программы общего профиля, которые используются для создания трехмерных моделей различных объектов. Именно мультифункциональные пространственные редакторы помогут реализовать вам дизайнерские идеи и предоставят полную свободу для творчества.

3D-моделирование – развивающееся и уже очень популярное направление в дизайне помещений, при котором для создания проекта дизайнер использует не плоскостное построение эскиза, а объемное.

Преимущества такого подхода очевидны – большая наглядность и реалистичность, часто – простота создания проекта, избегание ошибок и недочетов.

В материале рассмотрены программы для 3D-моделирования, которые могут пригодиться дизайнерам интерьера, садово-паркового пространства, архитекторам и т. д.

Особенности

Такая программа для моделирования – основной инструмент дизайнера, с которым он взаимодействует максимум времени в ходе создания определенного проекта.

Потому такая программа должна быть максимально удобной и функциональной.

Также важно, чтобы получаемые эскизы выглядели как можно лучше и реалистичнее, потому что именно от этого часто зависит то, согласится ли заказчик с разработкой.

По перечисленным выше причинам в ходе процесса выбора подходящего софта важно уделять внимание следующим показателям:

  • Стабильность работы программы, быстродействие (это сможет значительно сэкономить время, затрачиваемое на проект);
  • Аппаратные и ресурсные требования – большинство таких программ крайне ресурсоемки и запустятся, и будут стабильно работать далеко не на всех компьютерах;
  • Простота работы, удобство интерфейса, потому что это позволит значительно экономить время и силы, затраченные на проект;
  • Реалистичность и привлекательный внешний вид готового эскиза.

Большинство качественных программ, имеющих широкий функционал и простой интерфейс, распространяются платно, что связано с коммерческим применением такого программного обеспечения.

Технические характеристики

При выборе оптимальной программы, за которую к тому же придется заплатить, необходимо учитывать множество характеристик.

Они приведены в таблице ниже для упрощения процесса подбора.

Таблица 1. Технические характеристики программ для ЗD-моделирования
Название Условия распространения Операционные системы Поддержка анимации Поддерживаемые форматы Полнота функционала
Wings Платно, бесплатно Windows, Linuх, OS X Нет Почти все Достаточный
Компас 3D Платно, взломанная версия - бесплатно Windows, Linuх Да Все Полный
Модуль для nanoCAD Plus Windows Нет Основные Базовый
Модуль AutoCAD Бесплатно, в комплекте с Автокадом Windows, Linuх, OS X Нет Минимум Базовый
TurboCAD Платно, взломанный - бесплатно Windows, Linuх, OS X Да Все Достаточный
3Ds Max Платно Windows, Linuх, OS X Да Все Полный
Cinema 4D Бесплатно Windows Да Все Полный
Sculptris Бесплатно Windows, Linuх Базовая Форматы объемных моделей Базовый
IClone Бесплатно Windows Да Форматы анимационных моделей Достаточный
Scetch Up Беслатно Windows, Linuх, OS X Нет Минимум Базовый

От того, насколько правильно будет выбрана программа, зависит, сколько времени и сил дизайнер затратит на проект, а в конечном итоге, и доход от проекта.

Wings 3D

Программа отличается большим набором инструментов, позволяет создавать достаточно реалистичные модели.

Это продвинутый инструмент проектирования.

Ее способность поддерживать большинство распространенных форматов дает возможность работать с графическими файлами и эскизами, созданными в других программах.

Однако программа не поддерживает работы с анимацией.

  • Широкий набор разнообразных инструментов;
  • Адекватные аппаратные и системные требования;
  • Работа с различными форматами.
  • Не слишком удобный интерфейс;
  • Отсутствие поддержки анимации;
  • Отсутствие поддержки некоторых новейших форматов и тяжелых файлов.

Кирилл : «Нормальная программа. Вполне можн6о работать не систематически, по крайней мере, не требует больших денежных затрат».

Компас 3D

В настоящее время это самая популярная программа для объемного моделирования, применяемая в коммерческих целях.

Это связано с тем, что она обладает наиболее полным функционалом и удобным интерфейсом.

Программа реализуется платно и стоит дорого, имеет множество вариантов лицензии – для коммерческого, личного, группового использования и т. д.

Требовательна к аппаратным ресурсам, но имеется несколько вариантов, ориентированных на различные системы и ресурсы.

  • Очень широкий функционал;
  • Удобный интерфейс;
  • Простая и быстрая работа;
  • Красивые и реалистичные эскизы на выходе.

Негатив:

  • Высокая цена как коммерческой, так и некоммерческой версии;
  • Высокие требования к аппаратным и системным ресурсам;
  • Для неопытного пользователя она может быть достаточно неудобной.

Иван : «Это просто «золотой образец» того, какой должна быть идеальная программа. Впервые стала пользоваться ею, когда пришла на новое место работы, где она была установлена на всех компьютерах – до этого никогда не сталкивалась с таким простым и функциональным софтом».

Модуль 3D-моделирования для nanoCAD Plus

По своей сути данный софт не является программой – это дополнение или программный модуль для софта, предназначенного для плоскостного черчения, nanoCAD.

Установка модуля позволяет создавать простые объемные модели, видоизменяя плоскостные в них.

Особенностями данного софта является суженный базовый функционал.

Он предназначен для создания объемных элементов, но не подойдет для полных проектов.

Благодаря чему не требует значительных аппаратных ресурсов и прост в использовании.

  • Стабильная работа;
  • Нетребовательность к аппаратным ресурсам;
  • Простой функционал и интерфейс.

Негатив:

  • Базовый суженный функционал;
  • Невозможность широкого использования для создания масштабных проектов;
  • Не слишком реалистичный внешний вид эскизов.

Анна : «Мне модуль нужен был только для того, чтобы «поднимать» с листа 2D-эскизы. С этой задачей он справляется прекрасно, хотя не знаю, можно ли с его помощью выполнять полноценные работы».

AutoCAD

Программа Автокад разработана для плоскостного черчения. Однако все версии, выходившие после 2009 года, имеют в себе встроенный модуль для черчения в объеме. Дополнительного скачивания такая программа не требует.

Модуль не отличается широким набором возможностей, однако довольно функционален.

Подходит для создания элементов в формате ЗD, хотя ресурсов не хватит на формирование полноценного профессионального проекта.

  • Малая требовательность к аппаратным ресурсам;
  • Бесплатное распространение – приложение к Автокаду (хотя сам Автокад платный);
  • Не требует дополнительных скачиваний.

Негатив:

  • Узкий функционал;
  • Невозможность потоковой профессиональной работы, полного создания проектов;
  • Медленное действие на старых компьютерах.

Алевтина : «Неплохое базовое приложение к Автокаду с привычным интерфейсом от Автодеск. Пользоваться легко и привычно».

TurboCAD

Третья программа от AutoDesk в этом списке, имеющая классический интерфейс, знакомый большинству инженеров, архитекторов и дизайнеров, так как именно на этих программах происходит обучение проектированию.

Программа имеет ряд отличий от Автокада, в частности, в большей степени предусмотрена для проектирования в объеме.

Позволяет создавать фотореалистичные визуализации, модели инженерных деталей, интерьеров, архитектурных сооружений.

Благодаря этому успешно применяется практически во всех инженерных и околоинженерных отраслях.

  • Высокая универсальность;
  • Простота в использовании и удобный настраиваемый рабочий интерфейс;
  • Возможность проектировать как объемные, так и плоскостные детали в одной программе.

Негатив:

  • Софт от Автодеск становится все более и более требовательным к аппаратным ресурсам;
  • Малая оптимизация под плоскостные работы;
  • Отличие интерфейса от большинства других продуктов.

Андрей : «Со времени обучения в университете привыкла к продуктам от Автодеск. Когда впервые потребовалась функциональная программа для работы в 3D, а функционал любимого Автокада оказался недостаточным, выбрала эту программу, и ни разу не пожалела».

3DS MAX

Наиболее популярная разработка Автодеск, предназначенная исключительно для объемного моделирования.

Поддерживает все распространенные форматы объемных изображений, способен открывать проекты созданные в других программах.

Интерфейс легко подстраивается для удобства. Программа поддерживает анимацию.

  • Наличие множества надстроек и плагинов, которые можно скачать;
  • Настраиваемый интерфейс;
  • Простота в управлении при обширном функционале.

Негатив:

  • Отличный от стандартного интерфейс – даже опытным пользователям Автокада приходится долго привыкать к 3D Max;
  • Несмотря на широкий функционал и значительную цену, до Компаса по уровню он все-таки не дотягивает;
  • Очень требователен к аппаратным ресурсам.

Адам : «Когда впервые начал пользоваться программой, был удивлен, насколько она отличается от других разработок Автодеска. Однако когда привык, оказалось, что работать в ней довольно просто».

Cinema 4D

Это относительно новая программа, которая позиционирует себя как основной конкурент предыдущей в данном топе.

Она имеет сходный набор функций и особенности управления.

Однако от 3D Max она отличается колоссально, в первую очередь, по способу выполнения операций и логике работы.

В виду этого пользователям, привыкшим к Автодеску, софт кажется неудобным.

Это причина, по которой программа не получила существенной популярности.

  • Широкий функционал;
  • Значительная экономия денег по сравнению с 3D Max;
  • Некоторые дополнительные возможности, которых в аналогичной программе нет.

Негатив:

  • Требовательность к аппаратным ресурсам;
  • Непривычный для большинства пользователей интерфейс;
  • Сложная логика выполнения операций.

Виктор : «Программа вроде бы функциональная и работает достаточно стабильно, но я никак не могу к ней привыкнуть».

Sculptris

Это первая в списке не инженерная, и не дизайнерская программа.

Она предназначена для создания виртуальных моделей, скульптурирования персонажей – людей и животных.

Имеет широкое распространение, и одна из наиболее популярных программ данного направления в настоящее время.

Проста в управлении, несмотря на очень широкий функционал.

Позволяет выполнить ряд уникальных манипуляций.

  • Широкий функционал;
  • Простота в управлении;
  • Малый вес файла.

Негатив:

  • Несмотря на простоту, достаточно высокие требования к аппаратным ресурсам;
  • Имеет очень узкую специализацию;
  • Рассчитан на пользователей начального уровня подготовки в 3D-моделировании.

Геннадий : «Программа неплохая. Для меня было то что надо, так как создавать сложные модели я пока не собираюсь».

IClone

Программа предназначена для объемного моделирования сцен.

Имеет широкий набор базовых примитивов, благодаря чему работать в ней можно быстро.

«Заточена» именно под создание анимации, отлично подходит для эскизирования, раскадровки фильмов.

Широкий выбор базовых действий и манипуляций позволяет работать в программе максимально быстро.

  • Широкий набор примитивов;
  • Значительный функционал;
  • Возможность создания анимированных сцен.

Негатив:

  • Узкая специализация – исключительно под анимацию;
  • Высокие требования к аппаратным ресурсам;
  • Непривычный для неопытного пользователя интерфейс.

Варвара : «Здорово, что есть так много базовых моделей и движений – целую короткометражку удается создать за несколько минут».

Scetch Up

Одна из самых популярных программ для проектирования интерьеров в домашних условиях.

Отличается интуитивно понятным интерфейсом, благодаря которому работать с ней можно не только очень быстро, но и достаточно четко.

Подходит для работы дома на стадии эскизирования.

Хотя в качестве готового проекта получившиеся эскизы предоставлять заказчику не стоит.

Позитив:

  • Быстрая работа;
  • Малый вес, низкие требования к аппаратным ресурсам;
  • Интуитивно понятный интерфейс.

Негатив:

  • Ограниченный функционал;
  • Низкая реалистичность эскизов;
  • Низкая визуальная привлекательность эскизов.

Светлана : «Я применяю программу на стадии допроектной разработки, при общении с заказчиками для иллюстрации своей идеи, когда нет времени дожидаться загрузки 3Ds Max».

Вывод

Выбор той или иной программы зависит только от личных требований пользователя и особенностей его работы.

В основном, программы для объемного моделирования рассчитаны на дизайнеров, архитекторов, инженеров, однако ими активно пользуются и разработчики приложений, компьютерных игр.

Потому в ТОП выше включены программы всех трех основных групп.

Большинство людей, начинающих знакомство с трехмерной анимацией, бросают это дело, как только узнают, сколько времени и сил нужно потратить на создание 3D-моделей. Действительно, в традиционных пакетах для создания 3D-анимации (таких как 3ds Max, Maya, Blender и пр.), в основном, используется моделирование вручную. За основу моделей берутся примитивы - простые геометрические фигуры - которые затем видоизменяются при помощи специальных инструментов. Процесс этот трудоемкий и требующий усидчивости и терпения.

Однако существуют программы, в которых реализован иной подход к созданию 3D-анимации. Всю «черную» работу по созданию моделей разработчики берут на себя, и пользователю предлагаются уже готовые наборы библиотек, из которых он может выбирать подходящие элементы. Таким образом, если конечная цель - спроектировать дизайн интерьера, не нужно тратить время на моделирование каждого стула и окна, достаточно просто сделать 3D-проект по заданному плану и расставить готовые модели на свои места. А если захотелось создать 3D-анимацию, в которой принимают участие трехмерные персонажи, пользователю может быстренько отредактировать готовые модели, добившись нужных черт лица, и визуализировать проект.

Понятно, что программы для «быстрого» 3D-моделирования не дают так много простора для творчества, как более сложные трехмерные редакторы, но зато они более доступны для широкого круга пользователей и позволяют приобщиться к миру 3D даже тем, чья профессия не имеет к нему никакого отношения.

Когда речь заходит о 3D-редакторах, как правило, подразумевается, что в них есть средства для трехмерного моделирования. В этом смысле DAZ Studio - необычный редактор, ведь в нем нет практически никаких инструментов для моделлинга. Эта программа, скорее, напоминает виртуальную площадку для игры в кукол или в другие ролевые игры. Пользователю предлагаются готовые модели, которые он может размещать в сцене по собственному усмотрению и изменять их позы.

Некоторые модели доступны в DAZ Studio сразу после установки, и на них можно оценить, как работает программа. Попробуйте, например, Genesis (доступен в архиве с дистрибутивом, но устанавливается отдельно). Это - модель человека с множеством детальных параметров для изменения внешнего вида. Изменяя положение нескольких ползунков, можно достигать практически любых форм - от супермена с огромными мускулами до стройной девушки. На модели Genesis также можно потренироваться в изменении поз, заставив персонажа сидеть или лежать. И никаких проблем с некорректной работой костей - все модели используют инверсную кинематику, то есть их виртуальная структура костей естественна. Если поднять руку персонажа вверх, то ладонь тоже поднимется, если вытянуть руку вперед, модель согнет спину так, как это делает человек.

Трехмерные модели можно не только размещать в сцене должным образом, но и одевать. Этот процесс тоже максимально автоматизирован - подберите подходящую одежду, и она сама ляжет по фигуре модели. Если же в каких-то местах возникают ошибки, и ткань проходит через кожу, можно легко подправить это при помощи инструментов программы.

Конечно же, для того чтобы с DAZ Studio было работать интересно, вам понадобятся дополнительные модели. И вот тут-то становится понятно, на чем разработчики зарабатывают деньги. Сама программа бесплатная, модели в ней создать невозможно, а на официальном сайте их можно… правильно, купить. Выбор огромен: тут и фигуры людей, и модели животных, и различные аксессуары, в числе которых транспортные средства, одежда, элементы окружающей среды. В общем, все для создания виртуального мира.

Компания Reallusion хорошо известна своей программой CrazyTalk, которая превращает изображения в говорящих 3D-персонажей. iClone - более сложная программа, хотя создание трехмерных анимированных аватаров - одна из тех задач, которые с ее помощью получается решать особенно хорошо. Просто загрузите в программу фотографию (обязательно нужно, чтобы лицо на портрете было изображено крупным планом), выберите 3D-персонажа, на голову которого будет «натянуто» изображение и подкорректируйте положение основных элементов лица с помощью специальных маркеров. За считанные минуты фотоснимок превратится в 3D-модель, которую можно затем заставить разговаривать и двигаться.

Упор в iClone сделан на анимацию персонажей - программа предлагает сразу несколько вариантов оживления 3D-моделей. Один из них - технология HumanIK, лицензия на которую была приобретена у компании Autodesk, разработчика 3ds Max, Maya и Softimage. В процессе анимации пользователь может почувствовать себя актером, управляющим марионетками. Просто укажите точку на скелете персонажа и задайте для нее нужное движение. При этом разными частями тела можно управлять от отдельности, например, сначала настроить анимацию нижних конечностей, затем перемотать временную шкалу на первый кадр и заняться оживлением верхних.

Трехмерные сцены, создаваемые в iClone, могут содержать практически все те же компоненты, которые обязательны для профессиональных 3D-редакторов. Хотите изменить освещение? Нет проблем! А может, добавить еще одну камеру? Пожалуйста! Проект также может содержать музыкальное сопровождение, но самая потрясающая возможность iClone - поддержка технологии захвата движения. Для этого, правда, понадобится дополнительное оборудование (специальные датчики), но если оно у вас есть, вы сможете с интересом наблюдать, как 3D-персонажи в iClone повторяют за вами все движения. Такой инструмент особенно понравится детям, которые могут сами разыгрывать сценки, а затем смотреть, как их движения переносятся в виртуальный мир.

В отличие от программ, рассмотренных выше, Sculptris не предлагает готовых 3D-моделей. Однако в этой программе реализован столь удобный подход к моделированию, что создавать собственные трехмерные объекты несложно. Вместо того, чтобы придавать модели форму, работая с полигонами, ребрами и вершинами, в Sculptris можно просто лепить объекты как из пластилина. В распоряжении пользователя есть разнообразные виртуальные кисти, имеющие разный профиль.

Используя эти нехитрые инструменты, можно создавать в исходных поверхностях углубления или наоборот, наращивать их, выдавливая наружу. Силой воздействия на объект можно легко управлять. Также настраивается радиус воздействия инструмента, жесткость кисти и другие необходимые параметры.
По умолчанию в Sculptris используется симметричный режим моделирования, который удобен для создания лиц людей или морд животных. В этом случае по центру модели проходит условная плоскость симметрии, и все изменения, которые пользователь вносит с одной стороны модели, симметрично отражаются с другой. Если для текущего проекта предпочтительнее использовать ассиметричный режим, его можно без труда включить.

В Sculptris нет инструментов анимации, а возможности оформления моделей сводятся к рисованию разными цветами по их поверхности. Для текстурирования можно использовать и рисунки из графических файлов. Но в целом, Sculptris, как правило, стоит применять в связке с другими приложениями для создания 3D-графики. Благо, программа поддерживает экспорт в популярный формат OBJ, с которым работают почти всеми 3D-редакторами.

К сожалению, ждать от Sculptris новых возможностей в будущем не приходится. Некогда перспективный проект пару лет назад был приобретен компанией Pixologic, разрабатывающей схожий по функциональности коммерческий продукт ZBrush. С тех пор развитие Sculptris было заморожено, поэтому если хочется больше возможностей моделирования и раскрашивания персонажей, нужно переходить на ZBrush. Проекты, созданные в Sculptris, в коммерческой программе от Pixologic поддерживаются.

Быстрое создание архитектурных проектов

3D-графика - это не только анимация и персонажи, но и виртуальные интерьеры и экстерьеры. Для быстрого создания архитектурных проектов можно использовать бесплатные программы SketchUp и Sweet Home 3D . Первый до недавнего времени разрабатывался компанией Google, и в нем реализован доступ к бесплатному репозиторию моделей Google 3D Warehouse. Прямо из программы можно скачать множество готовых моделей зданий, заборов, предметов мебели, окон, дверей, фонтанов, клумб, деревьев и пр. Тут есть специальный инструмент для быстрого создания стен зданий, а также линейка для соблюдения точных размеров.

У Sweet Home 3D нет такого властного покровителя, как Google, но, тем не менее, проект вполне успешно развивается уже много лет. На сайте проекта можно найти сотни бесплатных 3D-моделей, созданных пользователям программы, а удобная функция импорта поможет внедрить загруженную модель в готовый проект. При помощи Sweet Home 3D удобно строить по чертежу или наброску, в программе есть удобные инструменты для создания комнат, добавления этажей и возведения лестниц.

Железный вопрос

Создание трехмерной графики всегда требует значительных аппаратных ресурсов, даже если речь идет не о профессиональных редакторах, а о программах для «быстрого» создания 3D. Поэтому если в вашем распоряжении есть только старенький ноутбук, работающий под Windows XP, вряд ли стоит устанавливать софт, о котором идет речь в этой статье. Для моделирования в Skulptris, создания анимированных роликов и визуализации их в iClone и Daz 3D лучше всего использовать 64-разрядные системы с большим количеством оперативной памяти. Не помешает и мощный процессор, а также современный видеоадаптер (например, с поддержкой CUDA), который может взять на себя часть вычислений.